Для цитирования:
Пром Н. А. Диалогизация дискурса и жанра в медиа // Жанры речи. 2022. Т. 17, вып. 2 (34). С. 146-155. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-2-34-146-155, EDN: EYLJCP
Диалогизация дискурса и жанра в медиа
Статья представляет результаты исследования феномена диалогизации медийных монологических сообщений, имеющих целью интенсифицировать принятие новой информации в картину мира адресата благодаря стимулированию диалога с аудиторией. Выделены два уровня диалогизации – дискурс и жанр. Проведенный анализ медийного контента в рекламном и политическом типе общения, а также дискуссиях и ток-шоу любой тематики позволяет говорить о том, что наиболее эффективным фактором, стимулирующим ответную реакцию адресата, является провокативность демонстрируемого дискурса, обнаруживаемая в обсуждаемой теме, категоричных высказываниях, спорных точках зрения и вызывающем поведении участников. Рассмотрены и показаны на примерах коммуникативные способы диалогизации трех жанровых типов – информирующих, оценочных и побудительных жанров (в соответствии с классификацией Л. Р. Дускаевой). Важными факторами, обусловливающими диалогизацию дискурса и жанра являются интерактивность информационно-коммуникативной системы и конвергенция жанров, продуктом которой являются, например, такие сетевые жанры, как блог и форум, в современном виде зависящие только от творческого потенциала их авторов. Особое внимание уделено диалогизации жанра социальной рекламы, которая не предполагает интерактивность. Вместе с тем реальным объективным показателем ее эффективности являются осознание проблемы аудиторией и последующие поступки людей. Представлены два направления диалогизации: с одной стороны, это усиление диалогичности и интерактивности с помощью риторических средств и приемов, апеллирующих к адресату, и, во-вторых, выражение в речи взаимодействия двух или нескольких смысловых позиций, форма репрезентации медиафактов, предполагающая реакцию аудитории.
- Henne H., Rehbock H. Einfuhrung in die Gespachsanalyse. Berlin ; N. Y. : Walter de Gruyter, 2001. 336 p.
- Lasswell H. D. The structure and function of communication in society // The Communication of Ideas / ed. L. Bryson. N. Y. : Harper and Brothers, 1948. P. 37–51.
- MacKuen M. B. Social communication and the mass policy agenda // More than news : Media power in public affairs / eds. M. B. MacKuen, S. L. Coombs. Newbery Park, CA : Sage, 1981. P. 19–144.
- Marchi R. With Facebook, blogs, and fake news, teens reject journalistic «objectivity» // Journal of Communication Inquiry. 2012. Vol. 36,№ 3. P. 246–262.
- Nišič V., Plavšič D. The role of media in the construction of social reality // Sociological Discourse. 2014. Vol. 4, № 7. P. 73–81.
- O’Keeffe A. Media and discourse analysis // The Routledge Handbook of Discourse Analysis / ed. by J. Gee, M. Handford. London : Routledge, 2011. P. 441–454.
- Shils E. A., Janowitz M. Cohesion and Disintegration in the Wehrmacht in World War II // The Public Opinion Quarterly. 1948. Vol. 12, № 2. P. 280–315.
- Александрова И. Б., Славкин В. В. Диалогичность как категориальная характеристика речи современного общества // Медиаскоп. 2015. № 4. URL: http:// mediascope.ru/2029 (дата обращения: 14.05.2017).
- Анненкова И. В. Современная медиакартина мира : неориторическая модель (Лингвофилософский аспект) : автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2012. 41 с.
- Арутюнова Н. Д. Фактор адресата // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1981. Т. 40, № 4. С. 356–367.
- Балакирева Т. А. Конструирование медиареальности (на примере российских телевизионных шоу) // Вече. 2016. № 28. С. 254–263.
- Балясникова О. В. Психосемантика конфликта в интернет-текстах // Материалы Х междунар. конгресса Международного общества по прикладной психолингвистике. М. : РУДН. 2013. С. 169.
- Буряковская В. А. Коммуникативные характеристики массовой культуры в медийном дискурсе (на материале русского и английского языков) : дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2014. 326 с.
- Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М. : Наука, 2005. 172 с.
- Володина Л. В. Конструирование реальности средствами массовой коммуникации // Серия «Symposium», Российская массовая культура конца XX века. Вып. 15. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 27.
- Дементьев В. В. Аксиологическая генристика : аспекты проблемы «оценка и жанр» // Жанры речи. 2016. № 2 (14). С. 9–24. https://www.doi.org/10.18500/23110740-2016-2-14-9-24
- Дементьев В. В. Коммуникативная генристика : речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи : сб. науч. статей. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып. 3. С. 18–40.
- Дридзе Т. М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. № 2. С. 95–105.
- Дускаева Л. Р. О жанровых текстовых категориях // Жанры речи. 2016. № 2 (14). С. 25–32. https://www.doi.org/10.18500/2311-0740-2016-2-14-25-32
- Желтухина М. Р. Политический и масс-медиальный дискурсы : воздействие – восприятие – интерпретация // Язык, сознание, коммуникация : сб. статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М. : МАКС Пресс, 2003. Вып. 23. С. 38–51.
- Кайда Л. Г. Диалог «читатель – автор» : стилистическая концепция // Мысль. Текст. Стиль : сб. науч. ст. / под ред. Л. Р. Дускаевой, В. И. Конькова. СПб. : СПбГУ, 2011. С. 82–91.
- Каминская Т. Л. Образ адресата в текстах массовой коммуникации : семантико-прагматическое исследование : дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2009. 284 с.
- Караджев Б. И. Фактор адресанта и адресата в дискурсе СМИ // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. : Вопросы образования : языки и специальность. 2014. № 3. С. 40–46.
- Колокольцева Т. Н. Диалогичность в жанрах интернет-коммуникации (чат, форум, блог) // Жанры речи. 2016. № 2 (14). С. 95–104. https://www.doi.org/10.18500/ 2311-0740-2016-2-14-95-104
- Кормилицына М. А. Тенденции изменений в стилистическом облике традиционных журналистских жанров в современной прессе // Жанры речи. 2018. № 1 (17). С. 67–72. https://www.doi.org/10.18500/23110740-2018-1-17-67-72
- Коханов Е. Ф. Политические ток-шоу : диалогичность и интерактивность? // Вопросы теории и практики. 2013. Т. 4, № 1. С. 50– 59.
- Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. СПб. : СПбГУ, 2004. 205 с.
- Леве И. Логовизуализация – письменная разновидность слова в телевизионном дискурсе // Медиалингвистика. 2019. № 6 (1). С. 19–34.
- Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса : монография. Волгоград : Перемена, 2009. 477 с.
- Никитин М. И. Диалогичность языка маркетинговых коммуникаций : «разговаривающие» слоганы // Журналистика в 2014 году : СМИ как фактор общественного диалога : материалы междунар. науч.-практ. конф. М. : Медиамир, Факультет журналистики МГУ, 2015. С. 101–102.
- Пак Е. М. Жанрообразование в сетевых СМИ : технологические и творческие факторы : дис. … канд. филол. наук. СПб., 2014. 261 с.
- Пром Н. А. Современный газетный спортивный репортаж : жанрово-стилистический аспект : дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2011. 240 с.
- Стексова Т. И. Комментарий как речевой жанр и его вариативность // Жанры речи. 2014. № 1–2 (9–10). С. 81–88. https://www.doi.org/10.18500/2311-0740-20141-2-9-10-81-88
- Техтмайер Б. Диалог : проблемы анализа // Общение. Текст. Высказывание. М. : Наука, 1989. 175 с.
- Филатова О. Г. Социология массовой коммуникации. М. : Гардарики, 2006. 303 с.
- Хорольский В. В. Медийность и научность : сиамские близнецы или дальние родственники? // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 8. Литературоведение. 2015. № 1. С. 42–51.
- Шмелева Т. В. «Уплотнение жанров» как тенденция медиасферы // Жанры речи. 2018. № 4 (20). С. 270–276. https://www.doi.org/10.18500/2311-07402018-2-20-270-276