Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


жанр

Религиозный стиль как система жанров (Рец. на кн.: Ицкович Т. В. Жанровая система религиозного стиля [Текст] : монография / Т. В. Ицкович. – М. : ФЛИНТА, 2021. – 400 с.)

Рецензия является откликом на выход в свет монографии Т. В. Ицкович «Жанровая система религиозного стиля». Автор представляет оригинальный взгляд на функциональный религиозный стиль как систему жанров и дает ее многоаспектное описание. Актуальность исследования обосновывается необходимостью всестороннего лингвистического изучения религиозного стиля в составе парадигмы функциональных разновидностей современного русского литературного языка и создания классификации жанров религиозного стиля на едином основании.

Жанровая обусловленность грамматического выражения текстового времени в региональных документах XVIII века

Работа находится в русле актуальных проблем документной лингвистики и теории речевых жанров. С применением жанрового подхода описаны грамматические средства выражения текстового времени в официальных документах XVIII в. из фонда Михайловского станичного атамана Государственного архива Волгоградской области.

Текст почётной грамоты как жанр письменной речи

В статье доказывается, что текст почётной грамоты представляет собой жанр письменной речи официально-делового стиля. Актуальность работы связана, с одной стороны, с длительностью существования и распространённостью данного жанра в системе письменной коммуникации, с другой – с отсутствием специальных работ, связанных с его изучением. Цель статьи – выявить и описать жанровые признаки и языковые особенности текстов почётных грамот. Методы: наблюдение, функциональный анализ языковых единиц, описание.

Текст почётной грамоты как жанр письменной речи

В статье доказывается, что текст почётной грамоты представляет собой жанр письменной речи официально-делового стиля. Актуальность работы связана, с одной стороны, с длительностью существования и распространённостью данного жанра в системе письменной коммуникации, с другой – с отсутствием специальных работ, связанных с его изучением. Цель статьи – выявить и описать жанровые признаки и языковые особенности текстов почётных грамот. Методы: наблюдение, функциональный анализ языковых единиц, описание.

Отзыв иностранцев о советском фильме как жанр Рунета

В статье на материале интернет-блогов рассматривается ставший широко распространенным и узнаваемым жанр – отзыв иностранцев о советских фильмах (ОИФ). Показана сложная прагматическая (двойное авторство, противоречивая интенциональная структура) и концептуальная (межкультурная коммуникация, разные ценностные картины мира) природа данного жанра. Содержательные центры жанра ОИФ – иностранные авторы, русскоязычный автор, собственно фильм и используемые авторами оценочные шкалы – рассматриваются как жанрообразующие.

Жанр молитвы в дневниковом дискурсе Л.Н. Толстого

Статья посвящена рассмотрению жанра молитвы, представленного в дневниках Л.Н. Толстого. В ходе анализа записей выявлено, что на протяжении своей жизни Толстой записал несколько десятков сочинённых им молитв. Записанные обращения к Богу рассмотрены в синтаксическом, семантическом и прагматическом аспектах. В исследовании использованы методы описания, концептуального и прагматического анализа. В ходе изучения выяснено, что Толстой нарушает сложившиеся каноны, моделирует индивидуальное обращение к Богу.

«Очевидно, что …»: бустинг как стратегия экспликации уверенности автора в достоверности пропозиции (корпусный анализ жанра «аннотация к научной статье»)

В статье рассматриваются языковые средства реализации бустинга как важной метадискурсивной стратегии, регулярно используемой авторами аннотаций к научным статьям. Целью исследования является выявление маркеров бустинга и частоты их использования в аннотациях к русскоязычным статьям, опубликованным в ведущих российских журналах по социальным и естественным наукам. Делается попытка выявить различия в использовании данных метадискурсивных паттернов и определить их причины.

Диалогизация дискурса и жанра в медиа

Статья представляет результаты исследования феномена диалогизации медийных монологических сообщений, имеющих целью интенсифицировать принятие новой информации в картину мира адресата благодаря стимулированию диалога с аудиторией. Выделены два уровня диалогизации – дискурс и жанр.

Диалоговая основа дневника Л. Н. Толстого

В статье верифицирована гипотеза о том, что дневник Л. Н. Толстого имеет форму скрытого диалога пишущего с различными субъектами: с самим собой, с третьими лицами, с Богом. Диалог осмыслен как форма развития индивида. Определено, что дневник Л. Н. Толстого представляет собой программу самосовершенствования, которая осуществлялась путём целеполагания и самооценки. В традиционном восприятии дневникового жанра записи толкуются как форма автокоммуникации, осуществляемой в целях самоидентификации личности.

Процессы непрямой коммуникации как стимул развития жанра автобиографического повествования (на материале произведений Л.Бородина и Н.Бердяева)

Статья посвящена актуальной проблеме современной антропоцентрической лингвистики и лингвоперсонологии – лингвосемиотическому моделированию прецедентной информации в значении имени собственного, функционирующего в тексте мемуарного жанра. Проверяется гипотеза о влиянии непрямой коммуникации, сопряженной с текстами большого объема, имеющими национально-культурную ценность, на формирование специфических способов и средств самопрезентации языковой личности автора. Используемые в автобиографическом повествовании Л.

Страницы