Для цитирования:
Шаврыгин С. М. Функции «базовых моделей» в формировании пасторально-сентиментальной жанровой матрицы в прозе Н. М. Карамзина («Деревянная нога», «Евгений и Юлия») // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 1 (45). С. 78-86. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-1-45-78-86, EDN: VFBCQH
Функции «базовых моделей» в формировании пасторально-сентиментальной жанровой матрицы в прозе Н. М. Карамзина («Деревянная нога», «Евгений и Юлия»)
Рассматривается категория «фамильного сходства» и связанная с ней категория «базовых (базисных) моделей» в аспекте жанрологического анализа на примере двух ранних произведений Н. М. Карамзина: перевода идиллии С. Геснера «Деревянная нога» и первой оригинальной повести «Евгений и Юлия». Теория «базовых моделей» Дж. Лакоффа, созданная исследователем для нужд когнитивной лингвистики, с оговорками и доработками может быть применена к анализу жанровых структур как речевых, так и литературных жанров. Используя методику различения формы как феномена и формы как структуры, предложенную К. И. Белоусовым, по аналогии в аналитических целях возможно разделить категории жанра-феномена (миромоделирующая функция) и жанра-структуры (проекция жанрового феномена на предметную область текста). В результате выявления жанровых подструктур выделяются ядерные, периферийные компоненты, необходимые для интерпретации жанровой модели. Как показывает предложенная методика анализа, под влиянием творчества Геснера и через переводы его идиллий («Деревянная нога») в сознании Карамзина как начинающего писателя формируется несколько базовых жанровых моделей: ядерная – идиллически-буколическая, периферийные – гимническая, героическая, прециозно-галантная, галантно-сказочная – связанных между собой синергетическими отношениями и создающих мультижанровую матрицу, открывающую неограниченные возможности выбора и распределения жанровых базовых моделей в соответствии с оригинальным творческим замыслом. Развитие и усложнение жанрово-стилевой матрицы происходит в первой оригинальной повести Карамзина «Евгений и Юлия», ядерным жанровым компонентом которой становится сентиментально-лирическая базовая модель, образующая кластер из двух пасторальных базовых структур, связанных метонимической когнитивной связью: жизни в сельской усадьбе и георгик. В архитектонике повести сентиментальная, патриархальная базовая модель противопоставлена новой базисной модели, масонско-психологической, возникающей на основе нравственно-философской прозы масонов, в переводах которой активно участвовал Карамзин. Именно на базе масонской матрицы формируется сентиментальный психологизм карамзинской прозы. Этот тип синергетического соотношения жанрово-стилевых матриц становится основным для целого ряда повестей Карамзина 1790–1800 годов.
- Fishelov D. Genre theory and family resemblance – revisited // Poetics. Amsterdam. 1991. Vol. 20, № 1. P. 123–138.
- Fishelov D. Metaphors of genre: The role of analogies in genre theory. Pennsylvania State University Press, 1993. 175 p.
- Белоусов К. И. Теория и методология полиструктурного синтеза текста: монография. М. : Флинта ; Наука, 2009. 216 с.
- Брачев В. С. Масоны в России: От Петра I до наших дней. М. : Стомма, 2000. 639 с.
- Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М. : Гнозис. 1994. 612 с.
- Головко В. М. Историческая поэтика русской классической повести : учебное пособие. М. : Флинта ; Наука, 2010. 274 с.
- Дементьев В. В. Снова о «жанрах речи и языке речи»: что дала жанроведению лингвистика? // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 1 (33). С. 6–20. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-1-33-6-20
- Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 594 c.
- Деревянная нога, Швейцарская идилїя гос. Геснера. Переведено съ Нѣмецкаго Никол. Карамз. Санктпетербургъ, печатано в вольной типографии Брейткопфа, 1783 го года. 18 c.
- Допрос Н. И. Новикова // Н. И. Новиков и его современники : Избр. соч. М. : Изд-во АН СССР, 1961. С. 475.
- Дѣтское чтенiе для сердца и разума. Ч. XVIII. Москва : В Университетской Типографiи, у Н. Новикова, 1789. 208 с.
- Зыкова Е. П. Поэма / стихотворение о сельской усадьбе в русской поэзии XVIII – начала XIX вв. // Сельская усадьба в русской поэзии XVIII – начала XIX века / сост., вступ. ст. и комм. Е. П. Зыковой. М. : Наука, 2005. С. 3–36.
- Иоанна Масона А. М. Познание самаго себя, в котором естество и польза сея важныя науки, равно и средства к достижению оныя показаны; с присовокуплением примечаний, о естестве человеческом. / С аглинскаго на немецкой перевел М[асон?] И[оганн] Б[артоломеус] Р[оглер] а на российской И[ван] Т[ургенев]; Иждивением Н. Новикова и Компании. Москва : Унив. тип., у Н. Новикова, 1783. Ч. II. 52 с.
- Карамзин Н. М. Евгений и Юлия // Русская сентиментальная повесть. М. : Изд-во МГУ, 1979. С. 89–94.
- Кафанова О. Б. Переводы Н. М. Карамзина как культурный универсум. СПб. : Алетейя, 2020. 356 с.
- Клейн И. Пути культурного импорта: труды по русской литературе XVIII в. М. : Языки славянской культуры, 2005. 576 с.
- Кудреватых А. Н. Синтез масонских и сентименталистских идейно-эстетических установок в первых произведениях Н. М. Карамзина // Карамзинский сборник. «По чувствам своим останусь республиканцем…». Реформы и революции как способ мироустройства сквозь призму карамзинской эпохи: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Карамзинские чтения» (Ульяновск, 6–7 декабря 2017 г.). Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2018. С. 105–110.
- Кудреватых А. Н. Эволюция психологизма в прозе Н. М. Карамзина : учебное пособие. Екатеринбург : УрГПУ, 2015. 164 с.
- Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка : монография. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та ; Омск : Омск. госуниверситет, 1999. 268 с.
- Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. М. : Прогресс, 1988. С. 12–51.
- Лозинская Е. В. Когнитивная теория жанра в контексте сравнительно-исторического литературоведения // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение : Реферативный журнал. 2020. № 1. C. 14–23.
- Немецкіе поэты въ біографіяхъ и образцахъ / Подъ редакціей Н. В. Гербеля. Санктпетербургъ : Тип. В. Безобразова и К°, 1877. 697 с.
- Орлов П. А. История русской литературы ХVIII века : учебник для ун-тов. М. : Высш. шк., 1991. 320 с.
- Орлов П. А. Русский сентиментализм. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1977. 270 с.
- Саськова Т. В. Пастораль в русской поэзии XVIII века. М. : Московский гос. открытый пед. ун-т, 1999. 166 с.
- Сахаров В. И. Н. М. Карамзин и вольные каменщики: историко-биографические аспекты // Масонство и русская литература XVIII – начала XIX вв. / отв. ред. В. И. Сахаров. М. : УРСС, 2000. С. 144–155.
- Сигида Л. И. Об истоках разочарования и скепсиса героев Карамзина // XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства : сб. науч. ст. / отв. ред. Н. Т. Пахсарьян. М. : Экон-информ, 2004. С. 327–344.
- Тарасова И. А. Жанр в когнитивной перспективе // Жанры речи. 2018. № 2 (18). С. 88–95. https://doi. org/10.18500/2311-0740-2018-2-18-88-95
- Тюпа В. И. Аналитика художественного: введение в литературоведческий анализ. М. : Лабиринт ; РГГУ, 2001. 192 с.
- Шаврыгин С. М. Педагогические аспекты использования понятийных форм «хижина» и «дворец» в жанрово-стилевом пространстве повестей Н. М. Карамзина. Статья вторая. «Дворец» // Управление образованием: теория и практика. 2023. Т. 13, № 8. С. 19–23.
- Шиллер Ф. Собр. соч. : в 7 т. Т. 6. Статьи по эстетике. М. : Гослитиздат, 1957. 792 с.
- Щербатова И. Ф. Выбор Н. М. Карамзина: от масонской антропологии и европейского гуманизма к провиденциализму и нравственной свободе // Vox. Философский журнал. 2017. № 23. С. 89–113.