Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Концевая Н. А. Жанр лонгрида: социолингвистический аспект // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 4 (44). С. 385-393. DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-4-44-385-393, EDN: YGPXPC

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 88)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.161.1’27’38:004.738.5
EDN: 
YGPXPC

Жанр лонгрида: социолингвистический аспект

Авторы: 
Концевая Наталья Александровна, Финансовый университет при Правительстве РФ
Аннотация: 

Мультимедийный лонгрид сегодня некоторые эксперты называют наследником художественно-публицистических журналистских жанров, в котором успешно сочетаются текст, иллюстрации, видеоматериалы и другие элементы, направленные на привлечение читателя и удержание его внимания. Многословный жанр лонгрида в интернет-СМИ противопоставляется короткому и простому шортриду, за счет своей популярности занимающему основное место в инфопотоке современного человека. Учитывая важность исследования перспектив лонгрида с точки зрения молодой аудитории, был проведен опрос 121 студента российских вузов, которые в течение недели осуществляли анализ длины текстов, прочитанных ими в интернет-СМИ. По итогам опроса удалось установить, что 67% респондентов в течение недели обращались к жанру лонгрида. Также выявлены две основные причины, побудившие опрашиваемых читать подобные материалы: значительная мотивация (поиск ответов в содержательных, длинных текстах связан с учебой или первой работой) и привлекательность статей, написанных настолько хорошо, что их чтение не было затруднительно или скучно для этой возрастной категории. Одновременно были установлены основные причины отказа, связанные с качеством самих текстов (размытые формулировки, нечеткая структура), а также неудобным форматированием (молодежная аудитория предпочитает читать тексты через мобильные устройства). 

Список источников: 
  1. Twenge J. M., Martin G. N., Spitzberg B. H. Trends in U. S. Adolescents’ media use. 1976–2016: The rise of digital media, the decline of TV, and the (near) demise of print // Psychology of Popular Media Culture. 2019. Vol. 8, № 4. P. 329–345. https://doi.org/10.1037/ppm0000203
  2. Бабкина В. А. Этапы создания лонгрида // Сборник трудов II международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн». М., 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ etapy-sozdaniya-longrida (дата обращения: 28.09.2023).
  3. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В., Граник Г. Г. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования // Science for Education Today. 2020. № 5. Сс. 28–31.
  4. Важенина О. А. Массмедиа как инструмент гуманистического воспитания общества // Ученые записки ЗабГУ. Серия : Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 2. С. 29–39. https://doi.org/10.21209/2542-0089-2018-13-229-39
  5. Длинные тексты не нужны: почему журналистика лонгридов должна измениться или умереть // News. Rambler.ru. 2021. 13 марта. URL: https://news.rambler.ru/internet/45995877-dlinnye-teksty-ne-nuzhny-poche... (дата обращение: 28.09.2023).
  6. Ершов А. П., Беньков Е. В. Распространенность чтения среди молодежи // Теория и практика современной науки. 2016. № 6 (12). Сс. 407–409.
  7. Исследование Rambler&Co. Всё, везде и сразу: как россияне читали новости в 2022 // News. Rambler.ru. 2023. 12 января. URL: https://news.rambler.ru/community/50014794/?utm_content=news_media&utm_m... (дата обращения: 12.09.2023).
  8. Колесниченко А. В. Типология мультимедийных лонгридов // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2022. № 4. С. 3–6. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.4.2022.320
  9. Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного российского общества : монография. М. : Русайнс, 2023. 446 с.
  10. Кульчицкая Д. Ю., Галустян А. А. Лонгриды в онлайн-СМИ: особенности и технологии создания. М. : Аспект пресс, 2018. 80 с.
  11. Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.evartist.narod.ru/text19/034.htm (дата обращения: 06.10.2023).
  12. Лукина М. М. Трансформация журналистского текста в условиях интернет-среды // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 3. С. 54–73.
  13. Медиатренды 2021–2022: как россияне стали читать новости в эпоху перемен // Sostav.ru: информационный сайт о маркетинге. 2022. 19 июля. URL: https://www.sostav.ru/blogs/260202/34319 (дата обращения: 01.10.2023).
  14. Мурзина Е. В. Проблемы медиапотребления в условиях динамических изменений в современном обществе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (71). С. 205–214. https://doi.org/10.26105/SSPU.2021.71.2.020
  15. Оточина М. С. Нарратив в ”Яндекс.Дзен”как разновидность шортрида и его использование в PR // XIII Машеровские чтения : Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 18 окт. 2019 г. Витебск : Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. 2019. С. 137–138.
  16. Пивошенко Н. В. Структурные особенности мультимедийного лонгрида // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 1 (65). С. 359–364.
  17. Полонский А. В. Язык в контексте новых медийных технологий // Медиалогия современного языкознания. 2021. № 3. С. 187–199.
  18. Пуля В. Журналист-дирижер: 5 уровней восприятия медиа // Сборник статей открытой сессии «Медиаконвергенция, которая изменила мир», РГГУ, 9 апреля 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://dokumen.tips/education/-556fd63fd8b42af8088b493d.html? page=3 (дата обращения: 06.10.2023).
  19. Сонин А. Г. Общепсихологические и когнитивные механизмы понимания мультимедийных текстов // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. С. 41–54.
  20. Чумиков А. Н. Связи с общественностью и медиакоммуникации: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2023. 199 с.
  21. Шинкарюк А. А. Жанровая составляющая основных мультимедийных форматов (лонгрид, артдок) // Журналистский ежегодник. 2017. С. 62–64. https://doi.org/10.17223/2306096/6/15
  22. Шпилёва Д. В. Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации // Медиасреда. 2019. № 1. С. 103–106. https://doi.org/10.24411/20700717-2019-10119
Поступила в редакцию: 
28.10.2023
Принята к публикации: 
04.12.2023
Опубликована: 
29.11.2024