Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Степанов В. Н., Кривоносов А. Д. Жанровая пиарология и конвергенции жанров PR-текста // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 3 (43). С. 212-224. DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-3-43-212-224, EDN: BXKHSE

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 133)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[[316.77+659.4]:004.738.5]+81’27’38’42
EDN: 
BXKHSE

Жанровая пиарология и конвергенции жанров PR-текста

Авторы: 
Степанов Валентин Николаевич, Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)
Кривоносов Алексей Дмитриевич, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Аннотация: 

В основе особого направления пиарологии как науки о связях с общественностью – жанровой пиарологии – лежит критерий многообразия форматов PR-информации в условиях мультиканальной публичной коммуникации. В качестве предмета жанровой пиарологии рассматривается конвергенция информационных форматов PR-текста в условиях мультиканального PR-дискурса. В жанровой ревизии PR-коммуникации в социальных сетях на жанровые трансформации PR-текстов влияют следующие факторы: 1) технологический, 2) интенциональный, 3) структурный. В технологическом отношении PR-тексты, функционирующие в пространстве социальных сетей, характеризуются поликодовой структурой, предполагающей равноценность вербального и невербального уровней означивания; трансгрессивным характером публикации, определяющим мультипликацию сообщения и его трансгрессию (перемещение) в цифровом пространстве. PR-тексты полиинтенциональны по своей природе. В структурном отношении PR-тексты в социальных сетях подвергаются конвергенции трех видов: 1) собственно структурной, или презентационной, 2) дискурсной и 3) жанровой. Структурная, или презентационная, конвергенция PR-текстов в социальных сетях связана с выделением в структуре поста презентации (собственно текст и иконические материалы) и реакции (комментарии читателей). Дискурсная конвергенция PR-текста связана с диффузией институционального и интенционального типов дискурса, межинституциональным дискурсным взаимодействием (PR и реклама). Жанровая конвергенция PR-текстов представляет собой жанровый симбиоз трех типов – конвергенцию первичных и вторичных речевых жанров, конвергенцию первичных простых жанров PR-текста, интермедиальную конвергенцию.

Список источников: 
  1. Stepanov V. N. Ontology of transgressive social media // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. 2021. Vol. 26, № 4. P. 641–648. https://doi.org/10.22363/2312-9210-2021-26-4-641-648
  2. Войтак М. Генология как когнитивное пространство // Жанры речи. 2020. № 3 (27). С. 205–213. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-3-27-205-213
  3. Волковский театр: страница // ВКонтакте : сайт. URL: https://vk.com/volkov_teatr (дата обращения: 22.03.2023).
  4. Герасимова Г. И. Связи с общественностью в контексте социально-гуманитарных знаний. СПб. : Роза Мира, 2009. 208 с.
  5. Дементьев В. В. Жанры в меняющемся мире: креационистские потенции речевых жанров и эпистемологические потенции теории речевых жанров // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 6–21. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-1-21-6-21
  6. Емельянов С. М. Статус паблик рилейшнз как науки: вопросы методологии // Петербургская школа PR: от теории к практике : сб. ст. / отв. ред. А. Д. Кривоносов. СПб. : Роза Мира, 2004. Вып. 2. С. 71–79.
  7. Киуру К. В. Интернет-жанрология как направление изучения журналистского текста // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 26 (355). Филология. Искусствоведение. Вып. 93. С. 51–55.
  8. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. Изд. 2-е, доп. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2002. 288 c.
  9. Кривоносов А. Д. Очерки истории науки и дидактики паблик рилейшнз. Владимир : Изд-во ВИБ, 2011. 163 с.
  10. Кужелева-Саган И. П. Научное знание о связях с общественностью (PR): Философский анализ. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 464 с.
  11. Культурно-образовательный центр им. Дмитревского: страница // ВКонтакте: сайт. URL: https://vk.com/ kocim.ivandmitrevsky (дата обращения: 22.03.2023).
  12. Лотман Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. Т. I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн : Александра, 1992. 479 с.
  13. Степанов В. Н. К вопросу об эмоциогенной коммуникации // Иностранные языки в высшей школе. Рязань, 2012. Вып. 1 (20). С. 12–34.
  14. Тертычный А. А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 61 (149), вып. 17. С. 172–179.
  15. Шилина М. Г. Текстогенные трансформации инфосферы. Методологический эскиз становления Интернета. М. : ООО «РИЦ Северо-Восток», 2012. 734 с.
  16. Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб. : Изд-ва «Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2002. 444 с.
  17. Школа авторской кинрорежиссуры Николая Бурляева // ВКонтакте: сайт. URL: https://vk.com/kinoshkolanpb (дата обращения: 22.03.2023).
Поступила в редакцию: 
22.07.2023
Принята к публикации: 
21.09.2023
Опубликована: 
30.08.2024