Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


коммуникация

Диалоговая основа дневника Л. Н. Толстого

В статье верифицирована гипотеза о том, что дневник Л. Н. Толстого имеет форму скрытого диалога пишущего с различными субъектами: с самим собой, с третьими лицами, с Богом. Диалог осмыслен как форма развития индивида. Определено, что дневник Л. Н. Толстого представляет собой программу самосовершенствования, которая осуществлялась путём целеполагания и самооценки. В традиционном восприятии дневникового жанра записи толкуются как форма автокоммуникации, осуществляемой в целях самоидентификации личности.

Речевой жанр экспертизы в аспекте коммуникативного целеполагания

Статья посвящена изучению речевого жанра экспертизы. Целью работы стало определение особенностей реализации наиболее значимого жанрообразующего признака – коммуникативной цели экспертизы. Научная новизна исследования заключается в обращении к экспертизе как результату речевой деятельности, в изучении экспертизы с точки зрения теории жанров речи и коммуникативной лингвистики.

Коммуникация личности с художественным текстом как «Заслуженным собеседником»

В статье представлены результаты проведенной научной рефлексии коммуникации личности с художественным текстом, понимаемым достаточно широко как продуктом любой эстетической творческой деятельности автора и выступающим в виде его открытого приглашения к диалогу. В качестве ключевого концепта при рефлексии взаимодействия личности с культурными артефактами предлагается использование антропологической метафоры и философемы «Заслуженный Собеседник», предложенной А.А. Ухтомским.

Жанровые формы в детском юмористическом журнале «Веселые картинки»: 1990-е годы

Статья вписана в круг исследований, связанных с изучением жанровых характеристик текстов. Актуальность исследования определяется изменчивой природой речевых жанров, каждый из которых содержит в себе традиционные (архаичные) жанрообразующие признаки, а также новые, изменяющиеся. Целью предпринятого исследования явилось рассмотрение жанровых форм и признаков в детском юмористическом журнале «Веселые картинки». В качестве материала исследования выбраны номера журнала периода с 1985 по 1999 г.

Жанр обзываний: тело как бранный инвентарь (немецко-русские языковые параллели)

В плане изучения жанра обзываний в статье исследуется вокабуляр немецкого и русского языков, посвященный лицам, предметам, действиям и качествам с выраженным в них пренебрежительным отношением. Между физическим телом и его выделениями и моральными качествами устанавливается тесная связь, носящая национально-специфический характер, что дает возможность установить ряд этнических предпочтений и ценностей, характерных для сравниваемых народов.

Жанр новогодних поздравительных текстов в социальных сетях

В статье исследуются содержательно-стилистические особенности современной поздравительной речи в социальных сетях на материале текстов профессионального сообщества бизнес-тренеров и специалистов по коммуникации. Данный тип поздравительной речи условно отнесен к письменной, электронной, официально-деловой, профессиональной речи. Содержание и стиль текстов, с одной стороны, сохраняют культурные традиции риторики поздравительной речи, с другой стороны, требуют инновационных идей и новых средств выразительности.

Речевой жанр как средство формирования коммуникативных стратегий и тактик (на материале британского речевого жанра buffoonery)

Статья посвящена изучению одного из аспектов функционирования речевого жанра буффонады (buffoonery), который сложился и получил в последнее время значительное распространение в британской лингвокультуре. В специальной литературе обсуждается вопрос о соотношении понятий речевого жанра, речевого акта, коммуникативной стратегии и тактики и подобных. Становится очевидным, что четкого и однозначного разграничения этих понятий не существует.

Речевой жанр: о единицах структурирования продукта речевой деятельности

В статье обсуждается проблема развития теории речевого жанра.  Обозначены три узко специфические направления, которые требуют либо расширения трактовки понятия речевого жанра, либо введения нового уточняющего термина по отношению к ограниченному материалу. Во-первых, за рамками речевого жанра остаются межжанровые образования делового дискурса. Во-вторых, понятие жанра не релевантно  для анализа продукта дискурсивной деятельности, поскольку связано с устным и письменным текстом.

Слухи в парадигме лингвистической генристики

В статье представлен комплексный анализ слухов как информативного речевого жанра. Его главная цель состоит в массовом, изначально устном распространении актуальной для людей новости, авторство и достоверность которой не установлены и ответственность за которую никто не несет. Автор 1) анализирует механизм распространения слухов по устному каналу коммуникации, выявляя несколько параметров этого механизма: «момент ввода», «способ» и «периодичность» трансляции, а также «пространственный» и «временной» параметры.

ШАНТАЖ: РЕЧЕВОЙ АКТ VS РЕЧЕВОЙ ЖАНР

Исследование посвящено анализу речевого жанра шантажа в межличностной повседневной коммуникации. Авторы уточняют понятие шантажа по отношению к повседневной коммуникации в сопоставлении с понятием шантажа, функционирующим в юридическом контексте. Под шантажом в данном исследовании понимается разновидность манипулятивного, психоэмоционального воздействия, направленного на получение личной выгоды (материальной или психологической) с помощью угрозы.

Страницы