Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


научный дискурс

Хеджи vs бустеры: коммуникативное смягчение и усиление в жанре официального отзыва на диссертацию

Статья содержит результаты междисциплинарного исследования функционирования двух видов дискурсивов – хеджей и бустеров, участвующих в смягчении и усилении высказываний в жанре официального отзыва на диссертацию. Материал исследования – русскоязычные отзывы официальных оппонентов и ведущих организаций на кандидатские и докторские диссертации по лингвистике, литературоведению, истории, физике, химии и медицине. Источником отзывов послужили онлайн страницы диссертационных советов российских вузов.

Видеостатья как речевой жанр

Современная коммуникация находится под влиянием цифровых технологий, которые делают доступным новый вид общения – гибридную устно-письменную коммуникацию, тексты которой содержат одновременно вербальный и невербальный компоненты. Данное исследование посвящено видеостатье как речевому жанру научной коммуникации, появившемуся относительно недавно на цифровых наукометрических платформах. Описываются конститутивные черты видеостатьи, ее дискурсивные особенности, условия ее функционирования.

«УПЛОТНЕНИЕ ЖАНРОВ» КАК ТЕНДЕНЦИЯ МЕДИАСФЕРЫ

В статье анализируется взаимодействие медиажанров на примере первичного жанра медиасферы - новости. Приводятся мнения исследователей о смешении жанров, перечисляются жанры, которые претерпели существенные изменения в современной медиасфере. Для конкретного анализа взяты новости регионального медиаполя - одного из новгородских интернет-ресурсов. Анализ четырех новостных текстов ноября 2017 г. показывает, что новость включает в себя отчет, репортаж, научную статью, анонс, биографическую справку.

Изъяснительные конструкции в научном дискурсе: жанровые предпочтения

Автор статьи понимает изъяснительные предложения как смысловой тип предложений с набором разных способов выражения семантики: сложноподчиненное, бессоюзное сложные предложения, предложение с вводными компонентами, простое предложение. Высказывается предположение о зависимости набора используемых конструкций в научном дискурсе от жанра научного текста. В качестве материала сопоставительного исследования выбираются жанры аннотации и автореферата как вторичные тексты (текст о тексте). Выявляется неполная парадигма изъяснительных конструкций во вторичных научных текстах.