Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Щипицина Л. Ю., Казяба В. В. Медийный формат vs жанр в социальных медиа // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 2 (46). С. 185-195. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-2-46-185-195, EDN: PZSZKR

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 133)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[004.738.5:070]:811.161.1’27’42
EDN: 
PZSZKR

Медийный формат vs жанр в социальных медиа

Авторы: 
Щипицина Лариса Юрьевна, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Казяба Виктория Викторовна, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Аннотация: 

В статье рассматривается соотношение между медийными форматами интернет-коммуникации (например, сообщения социальной сети или мессенджера) и жанрами как типовыми коммуникативными практиками, используемыми для определенных прагматических задач. Теоретические идеи работы иллюстрируются результатами наблюдений над сообщениями социальных медиа, собранных на основе технологии больших данных для изучения имиджа города Архангельска. Семантический «ручной» анализ жанров и наблюдения над сервисами и медийными форматами, в которых воплощаются эти жанры, позволяет предложить типологию социальных медиа, среди которых выделяются коммуникационные, информационно-развлекательные и потребительские, в соотношении с типичными медийными форматами интернет-коммуникации – публикация социальной сети, сообщение мессенджера, публикация сайта и др. Выявлены те форматы, которые востребованы в имиджевом дискурсе. Кроме того, составлен перечень жанров, используемых в каждом типе социальных медиа. Предложенный перечень категорий и медийных форматов социальных медиа в соотношении с используемыми в них жанрами может быть использован при исследовании других видов дискурсов интернет-среды и имиджей других территориальных образований.

Благодарности: 
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 23-28-10074), https://rscf.ru/project/23-28-10074/. The research was supported by the Russian Science Foundation (Project № 23-28-10074), https://rscf.ru/project/23-28-10074/.
Список источников: 
  1. Aichner T., Jacob F. Measuring the degree of corporate social media use // International Journal of Market Research. 2015. Vol. 2, № 57. P. 257–275. https://doi.org/10.2501/IJMR-2015-018
  2. Cho H., Cannon J., Lopez, R., Li W. Social media literacy: A conceptual framework // New Media and Society. 2024. Vol. 26, iss. 2. P. 941–960. https://doi.org/10.1177/14614448211068530
  3. Faber M. Die World of Social Media – ein Überblick über die sozialen Medien // Realizing Progress: Blog. 02.12.2015. URL: https://www.realizingprogress.com/2015/12/world-of-social-media-plattfor....
  4. Feng D. (William). Interdiscursivity, social media and marketized university discourse: A genre analysis of universities’ recruitment posts on WeChat // Journal of Pragmatics. 2019. Vol. 143. P. 121–134. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.02.007
  5. Herasimenka A., Bright J., Knuutila A., Howard Ph. N. Misinformation and professional news on largely unmoderated platforms: The case of telegram // Journal of Information Technology & Politics. 2023. Vol. 20, iss. 2. P. 198–212. https://doi.org/10.1080/19331681.2022.2076272
  6. Kaplan A. M., Haenlein M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. 2010. Vol. 53, iss. 1. P. 59–68. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2009.09.003
  7. Tardy C. M. How epidemiologists exploit the emerging genres of twitter for public engagement // English for Specific Purposes. 2023. Vol. 70. P. 4–16. https://doi.org/10.1016/j.esp.2022.10.005
  8. Горошко Е. И., Землякова Е. А. Полиформатный мессенджер как жанр 2.0 (на примере мессенджера мгновенных сообщений Telegram) // Жанры речи. 2017. № 1 (15). С. 92–100. https://doi.org/10.18500/23110740-2017-1-15-92-100
  9. Дементьев В. В. К проблеме интегрального описания речевых жанров // Жанры речи. 2024. Т. 19, № 1 (41). С. 6–22. https://doi.org/10.18500/2311-07402024-19-1-41-6-22, EDN: SEOJBY
  10. Дукин Р. А. Феномен социальных медиа: проблемы социологического осмысления // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2015. № 4 (40). С. 122–126.
  11. Ефанова Е. В. Социальные медиа в американской публичной политике (на примере социальной сети TWITTER) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25, № 3. С. 172–179. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.3.15
  12. Карасик В. И. Жанры сетевого дискурса // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 49–55. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-1-21-49-55
  13. Карасик В. И. Читательский комментарий как речевой жанр современной российской блогосферы // Жанры речи. 2024. Т. 19, № 1 (41). С. 79–89. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-1-41-79-89, EDN: ETEOBH
  14. Колмогорова А. В., Мельникова М. И. Метафорические средства конструирования образа Красноярска в дискурсе социальных медиа // Евразийский союз ученых. 2020. № 4 (73). С. 48–52.
  15. Колокольцева Т. Н. Интернет-комментарий как сетевой жанр: общая характеристика, диалогический потенциал, проблемы классификации // Жанры речи. 2024. Т. 19, № 2 (42). С. 164–173. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-2-42-164-173
  16. Круглов А. С. Специфика коммуникативного взаимодействия в российском сегменте социальных медиа: на материале социальной сети «ВКонтакте» и видеохостинга «You Tube» : дис. … канд. филол. наук. Калининград, 2017. 200 с.
  17. Мельник Н. В., Герасимчук Д. М. Стратегии формирования имиджа региона (контент-анализ официальной страницы С. Е. Цивилева в социальной сети «ВКонтакте») // Филология и человек. 2020. № 3. С. 45– 59. https://doi.org/10.14258/filichel(2020)3-04.
  18. Пакшина И. А., Руськина Е. С. Города Мордовии: идентичность в медийном дискурсе // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 2. С. 328–343.
  19. Пустовалов А. В. Социальные коммуникации в Интернет: учебно-методическое пособие. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2021. 91 с.
  20. Соловьева Ю. О. Жанрово-стилистические особенности постов правовой тематики // Вестник Московского университета. 2021. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 3. С. 133–142.
  21. Шардакова В. С. Речевой жанр «пост» в социальной сети «ВКонтакте» (к проблеме описания) // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сб. материалов IV (XVIII) Международной конференции молодых ученых (Томск, 20–22 апреля 2017 г.). Вып. 18, т. 1. Лингвистика. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2017. С. 130–132.
Поступила в редакцию: 
21.06.2024
Принята к публикации: 
17.08.2024
Опубликована: 
30.05.2025