• English
  • Русский

Форматы и жанры медиакоммуникации исполнительной власти

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

Статья нацелена на общее описание системы медиаресурсов исполнительной власти в жанровом аспекте. Произведён обзор литературы о специфике компьютерно-опосредованной коммуникации и сферы связей с общественностью. Дано определение жанра применительно к интернет-среде, утверждается, что значимой характеристикой медиажанра является формат как совокупность дискурсивных и медийных особенностей, обусловленных техническими возможностями различных служб Интернета.

На материале официальных сайтов органов исполнительной власти, пабликов ее пресс-служб и аккаунтов отдельных должностных лиц в социальных сетях и сервисах микроблоггинга (ВК, Instagram, Twitter), а также каналов в мессенджерах (Telegram) выделены жанровые разновидности медиасообщений. Утверждается, что медиакоммуникации исполнительной власти образуют единую систему средств и способов ее связи с обществом на базе различных интернет-сервисов и платформ. Комплекс разнокодовых медиасообщений составляет сценарий коммуникации со всеми возможными целевыми группами государства с целью создания в массовом сознании позитивного имиджа исполнительной власти в целом и отдельных должностных лиц в частности. Автор приходит к выводу о том, что при размещении в Сети коммуникативного продукта его основные жанровые признаки остаются узнаваемыми (объем, тема, композиция, стилистические особенности), варьирует только форма представления информации, которая предлагается адресату в знаках разных семиотических систем: текст, видео, фото, анимация, музыка, графика и ее частная форма инфографика и др. Перспективным представляется категориальнотекстовой подход к медиажанрам, который позволит детально описать их типологические свойства.

Литература
  1. Антипьев К. А. Местные сообщества как основа местного самоуправления. Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. 160 с.
  2. Балахонская Л. В., Быков И. А. Специфика PR-текстов в сети Интернет : коммуникативнопрагматический аспект // Науч. вестн. Воронеж. гос. архитект.-строит. ун-та. Сер. Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2014. № 2. С. 41–59.
  3. Балахонская Л. В. Жанровый полиморфизм PR-текстов в социальных сетях // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике : материалы междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 22–23 ноября 2018 г.) / отв. ред.-сост. Д. П. Гавра. СПб. : СПбГУ, 2018. Вып. 4. С. 213–222.
  4. Балахонская Л. В. Современные подходы к определению PR-текста // Российская школа связей с общественностью. 2016. № 8. С. 30–41.
  5. Бондарев Н. С. Социальные медиа в современных политических процессах : технологии и ресурсы влияния : автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2014. 24 с.
  6. Войнов Д. А. Становление интернет-диалога как формы участия граждан в политической жизни России : автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2007. 22 с.
  7. Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение : устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. 2010. № 12. С. 105–123.
  8. Горошко Е. И., Землякова Е. А. Виртуальное жанроведение : становление теоретической парадигмы // Учен. зап. Тавр. нац. ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24 (63), № 1, ч. 1. С. 225–237.
  9. Горошко Е. И., Землякова Е. А. Полиформатный мессенджер как жанр 2.0 (на примере мессенджера мгновенных сообщений Telegram) // Жанры речи. 2017. № 1 (15). С. 92–100. https://doi.org/10.18500/2311-07402017-1-15-92-100
  10. Горошко Е. И. Теоретический анализ интернетжанров : к описанию проблемной области // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ИЦ «Наука», 2007. Вып. 5. С. 370–389.
  11. Евтушенко О. А. Административный дискурс : типы, субъекты, динамика : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Майкоп, 2019. 39 с.
  12. Киуру К. В., Кривоносов А. Д. Поликодовый коммуникационный продукт : проблемы терминологии // Коммуникативные исследования. 2018. № 3(17). С. 37– 46. https://doi.org/10.25513/2413-6182.2018.3.37-46
  13. Киуру К. В. Digital-жанры современного медиатекста : Pin, Insta, Twit // Знак : проблемное поле медиаобразования. 2016. № 1 (18). С. 39–42.
  14. Костомаров В. Г. Дисплейный текст как форма сетевого общения // Russian Language Journal. 2010. Vol. 60. С. 141–147.
  15. Костомаров В. Г. Невербальные носители смысла и стилистика // Стереотипность и творчество в тексте : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. М. П. Котюрова. Пермь : Перм ун-т, 2005. Вып. 9. С. 116–120.
  16. Кривоносов А. Д., Данилова Н. И. История рекламы и связей с общественностью. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2020. 82 с.
  17. Кривоносов А. Д. Актуальные проблемы современной теории PR-текстов // Актуальные вопросы речевого взаимодействия. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2019. С. 156–161.
  18. Кривоносов А. Д. Жанры PR-текста. СПб. : СПбГУ, 2001. 135 с.
  19. Лазутина Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6. С. 14–21.
  20. Модели диалога власти и общества в интернет-коммуникациях / под общ. ред. Л. А. Василенко, Е. В. Тарасовой. М. : Проспект, 2015. 112 с.
  21. Пастухов А. Г. Медиажанры и медиаформаты : к разграничению понятий // Учен. зап. Орл. гос. ун-та. 2015. № 5 (68). С. 148–153.
  22. Пономарев Н. Ф. Теории и стратегии медиатизации публичных коммуникаций. М. : Русайнс, 2018. 222 с. [Текст : электронный]. URL: https://book.ru/book/931281 (дата обращения : 18.08.2020).
  23. Седов К. Ф. Речежанровая идентичность как компонент коммуникативной компетенции личности // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ИЦ «Наука», 2011. Вып. 7. С. 25–47.
  24. Солганик Г. Я. Формат и жанр как термины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6. С. 22–24.
  25. Усачева О. Ю. Дискурсный анализ текстов диалогической интернет-коммуникации : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Елец, 2013. 53 с.
  26. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_84602/ (дата обращения : 15.09.2020).
  27. Шипицина Л. Ю. Жанровый статус сетевого комментария // Вестн. Башкир. ун-та. 2015. Т. 20, № 2. С. 528–532.
  28. Шипицина Л. Ю. Интерактивный и традиционный каталоги как жанры туристического дискурса // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Орел, 2018. Вып. 15. С. 172–184.
  29. Шипицина Л. Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка) : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Воронеж, 2011. 40 с.
  30. Ширинкина М. А. Документы исполнительной власти в функционально-стилистической системе русского языка // Изв. УрФУ. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2017. Т. 19, № 2(163). С. 134–146.
  31. Ширинкина М. А. Жанры письменного дискурса исполнительной власти // Жанры речи. 2019. № 2 (22). С. 110–118. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-222-110-118
  32. Шмелева Т. В. Жанр в современной медиасфере // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ИЦ «Наука», 2012. Вып. 8. С. 26–37.
Рубрика: 
Текст в формате PDF:
(downloads: 28)