International journal
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Общие проблемы теории речевых жанров

Speech Genres through the Prism of the Multidimensionality of Homo Loquens

The article is devoted to a concise analysis of correlation between language, culture, linguo-culture, mind, communication and community, that are regarded as part and parcel of some indivisible unity which is in focus of nowadays researches of integrative character. The speech genres are analysed in the paper through the prism of the unity in question

On style-genre partnership

The article is dedicated to the speech genre as a unifying basis for different theories of style. We clarify the notions of language, speech, dis-course, text in terms of «language phenomena» aspects singled out by L. V. Scherba. Terminological stability allows us to outline four approaches to style definition: cognitive, systemic-structural, textual and communicative. The cognitive aspect of style corresponds to the «system of concepts and strategies of usage». In this view, the speech genre allows for diverse definitions.

Contrastive study of speech behavior patterns

The increased interest in the analysis of human verbal behavior leads to the need to define a basic unit of the communication sphere which could serve as the basis of its analysis. The first part of the article provides an overview of different speech units proposed by various authors, such as a speech act (J. Austin and J. Searle), speech genre (M. Bakhtin), situational, aspect and parametric model of communicative behavior (I. Sternin), speech action pattern (K. Ehlich und J. Rehbein).

Intertextual aspect of speech genres

This article discusses intertextuality, a critical but still an under-researched aspect of speech genres (SG). We focus on the intertextual content of Michael Bakhtin’s concept of the SG which he viewed as the «word of the other». The concept of a secondary genre (in terms of the diachronic nature of the SG) is shown as essential and several classifications of secondary SGs based on intertextuality are proposed.

THE INFLUENCE OF GENRE AND STYLISTIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN WRITTEN LANGUAGE OF XI–XVII CENTURIES ON WORD-FORMATION PROCESSES

The article deals with historic dynamics of Russian word-formative system in the aspect of genre and stylistic development of written language. The development of word-formative means, meanings, and models is greatly influenced by the peculiarities of the language genre and stylistic system in a given chronological period, as well as by the value hierarchy of written genres.

GENRE IN THE COGNITIVE PERSPECTIVE

The article is devoted to the search for the answer to the question what the cognitive approach to the genre means. The author believes that the goal of the cognitive studies of the genre is to build its mental model, reflecting its representation in the minds of the reader and writer.

Genre as a Textual Modality Actualizer (on the Basis of Regional legislation documents)

The article devote systematization of representations of the relationship between speech genre and text modality. The article is topical. There is the fragmentation of the study of means and methods of explicating the modality of the official text in the recantive aspect and applied research. The presupposition for the study was the idea that the subject of documentary speech can “discover” itself directly at the level of vocabulary and indirectly through the choice of forms of grammatical categories, namely through means of expressing the text modality.

Reformatskiy and Bakhtin on Speech Genres

The M. M. Bakhtin’s work on speech genres is wellknown. However this problem was examined by other outstanding Russian scholar A. A. Reformatskiy in his book «Technical editing of a book. Theory and method of work» published in 1933 (Bakhtin’s work was written twenty years later). Unlike Bakhtin Reformatskiy studied only a part of genres – genres of books – but his classification was more detailed and fixed main features of different genres depending on the aims of their publication.

Logic of Sign Systems of Different Types (on Example of the Logic of Statement and Genres of Speech)

The works of Abraham Solomonick are well known to philosophers and linguists that specialize in semiotics of language and individual languages. Three important aspects of all sign systems get attention of the Israeli-Russian scientist. they are 1) the nature and internal structure of sign systems, 2) their origin and 3) their functioning. This latter aspect is given particular attention in Solomonick’s book "On Language and Languages" published by the Moscow publishing house Sputnik+ in 2017.

Linguocognitive typology of speech genres: On the basis of an essay.

This article suggests a comprehensive analysis of the complex speech genres as a way to study the variability of their model and as an instrument of developing the general classification of complex speech genres.

Pages

Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Общие проблемы теории речевых жанров

Об альянсе стиля и жанра

Статья посвящена проблеме поиска точек соприкосновения различных стилистических теорий. Речевой жанр выдвигается в качестве объединяющей основы. С опорой на аспекты «языковых явлений», выделенных Л. В. Щербой, в соотношении с категорией стиля уточнены следующие понятия: язык, речь, дискурс, текст, речевая деятельность. Терминологическая упорядоченность позволяет наметить четыре подхода к определению стиля: когнитивный, системно-структурный, текстовый и коммуникативный. Когнитивный аспект стиля соотносится с «системой концептов и стратегий пользования ими».

Контрастивное изучение моделей речевого поведения

Возросший интерес к анализу речевого поведения человека вызывает необходимость определения базовой единицы коммуникативной сферы, которая могла бы служить основой для её анализа. В первой части статьи обсуждаются предлагаемые различными авторами единицы речевой деятельности, такие как речевой акт (Дж. Остин и Дж. Сёрль), речевой жанр (М. Бахтин), ситуативная, аспектная и параметрическая модели коммуникативного поведения (И. Стернин), модель речевой деятельности (К. Элих и Й. Ребайн).

Интертекстуальный аспект речевых жанров

В статье обсуждается один из наиболее принципиальных и еще далеко не осмысленных до конца аспектов речевых жанров – интертекстуальный. Показано интертекстуальное содержание идеи речевого жанра М. М. Бахтина: РЖ как формы «чужого слова», при этом наиболее значимым считается понятие вторичного речевого жанра (диахроническая речежанровая вторичность), предлагается несколько классификаций вторичных РЖ на интертекстуальной основе.

ВЛИЯНИЕ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ XI–XVII ВЕКОВ НА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Статья посвящена исторической динамике словообразовательной системы русского языка в аспекте жанрово-стилистического развития письменной речи. Развитие словообразовательных средств, значений, моделей в значительной степени определяется особенностями жанрово-стилистической системы языка определенного хронологического периода, ценностной иерархией жанров письменности.

ЖАНР В КОГНИТИВНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Статья посвящена поиску ответа на вопрос: что означает когнитивный подход к жанру? Автор полагает, что цель когнитивного изучения жанра состоит в построении его ментальной модели, отражающей репрезентацию жанра в сознании писателя и читателя. Для решения этой задачи необходимо соотнести жанр с различными форматами знания – не только концептуально-простыми (концепт), но и концептуально-сложными (фрейм, сценарий, матрица и др.).

Жанр как актуализатор текстовой модальности (на материале документов регионального законодательства)

Статья посвящена систематизации представлений о взаимосвязи речевого жанра и текстовой модальности. Актуальность работы обусловлена фрагментарностью изучения средств и способов экспликации модальности официального текста в речежанровом аспекте, а также прикладным характером исследования. Предпосылкой исследования послужила идея, что субъект документной речи может «обнаруживать» себя прямо на уровне лексики и опосредованно через выбор форм грамматических категорий, т. е. через средства выражения текстовой модальности.

Реформатский и Бахтин о жанрах речи

Работа М. М. Бахтина о речевых жанрах хорошо известна. Но эта проблема изучалась и другим выдающимся русским ученым А. А. Реформатским в книге «Техническая редакция книга. Теория и методика работы», опубликованной в 1933 г. (работа Бахтина была написана двадцатью годами позже). В отличие от Бахтина Реформатский изучал лишь часть жанров – жанры книги, но его классификация была более детальной и определяла основные черты жанров в зависимости от целей их публикации.

Логики знаковых систем разных типов (на примере логик высказывания и жанров речи)

Работы Абрама Соломоника хорошо известны философам и лингвистам специалистам по семиотике языка и отдельных языков. В центре внимания израильско-российского ученого находятся три важнейших аспекта всех знаковых систем: 1) их природа и внутреннее устройство, 2) их происхождение и 3) их функционирование. Этому последнему аспекту уделяется особенно много внимания в вышедшей в московском издательстве «Спутник+» в 2017 г. книге А. Соломоника «О языке и языках».

Лингвокогнитивная типология речевых жанров: на материале эссе.

Данная статья представляет собой краткой изложение теории, предлагающей использовать комплексный анализ сложных речевых жанров в качестве средства для изучения вариативности их модели и построения общей классификации речевых жанров.

Речевые жанры в русской идиоматике (семантический и концептуальный аспекты)

В статье дается характеристика русских идиом, включающих в свой состав номинации речевых жанров. выявляется степень востребованности отдельных жанров при формировании русской идиоматики, а также степень структурированности таких наименований. Обсуждается состав и структура данной группы идиом: информативные, фатические (в т.ч. этикетные), воздействующие (с активностью адресата речи и с активностью субъекта речи) жанры, жанры диффузного воздействующе-фатического характера (включая дискурсивно ограниченные жанры), жанры художественного дискурса.

Страницы