Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Токарев Г. В. Диалоговая основа дневника Л. Н. Толстого // Жанры речи. 2022. Т. 17, вып. 2 (34). С. 140-145. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-2-34-140-145, EDN: QUZCSH

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 398)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1.09-94+929Толстой
EDN: 
QUZCSH

Диалоговая основа дневника Л. Н. Толстого

Авторы: 
Токарев Григорий Валериевич, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
Аннотация: 

В статье верифицирована гипотеза о том, что дневник Л. Н. Толстого имеет форму скрытого диалога пишущего с различными субъектами: с самим собой, с третьими лицами, с Богом. Диалог осмыслен как форма развития индивида. Определено, что дневник Л. Н. Толстого представляет собой программу самосовершенствования, которая осуществлялась путём целеполагания и самооценки. В традиционном восприятии дневникового жанра записи толкуются как форма автокоммуникации, осуществляемой в целях самоидентификации личности. Выявлено, что форма диалога с самим собой в некоторых случаях доходит до фазы номинативного расщепления личности. Пишущий определяет себя как третье лицо: Толстой, Лев Николаевич и др. Диалог с самим собой заключается в оценивании своих действий, порицании, поучении, целеполагании, является одной из форм саморазвития. Установлено, что Толстой рассматривал дневник и как форму коммуникации с третьими лицами, читателями своих записей. Дневниковые записи этого вида направлены на моделирование поведения читателей дневника. Ещё одним видом коммуникации выступает диалог с Богом. Толстой записывает множество молитв, обращений к Богу, думает о Боге, размышляет вместе с ним. Он уходит от идиоматичного текста молитвы. Общение с Богом становится интимным, содержащим просьбу о помощи в нравственном самосовершенствовании. Семантической доминантой молитвы является добро, польза для других. Толстой исключает из молитвы то, с чем обычно обращаются люди к Богу – конкретные просьбы о материальных благах. Дневник Л. Н. Толстого представляет собой неоднородное жанровое образование, что обусловлено целями записей. Пишущий расширяет функции дневника. Эта особенность определяет выбор коммуникативных тактик, стилистику дневника. Дневник Толстого представляет собой полижанровое образование, включающее в себя такие субжанры, как хроника, объяснение, молитва, рассуждение, упрек, обвинение и др.

Список источников: 
  1. Арустамова А. А., Виноградова К. В. Дневник К. В. Ивановой : автор и текст // Филологические заметки. 2015. Т. 1, № 13. С. 257–253.
  2. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. М. : Intrada, 1999. 415 с.
  3. Загидуллина И. И., Михеев М. Ю. Дневник как эго-текст (Россия, ХІХ–ХХ // Уральский исторический вестник. 2009. № 3 (24). С. 142–144.
  4. Лаппо М. А. Самоидентификационный дискурс русской элитарной языковой личности : дис. … д-ра филол. наук. Новосибирск, 2018. 515 с.
  5. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство – СПБ, 2000. 704 с.
  6. Михеев М. Ю. Дневник как эго-текст (Россия ХІХ– ХХ). М. : Водолей-PUBLISHERS, 2007. 264 с.
  7. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. М. : РГБ, 2006.
Поступила в редакцию: 
21.04.2021
Принята к публикации: 
23.06.2021
Опубликована: 
31.05.2022