Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


дневник

Жанр молитвы в дневниковом дискурсе Л. Н. Толстого

Статья посвящена рассмотрению жанра молитвы, представленного в дневниках Л. Н. Толстого. В ходе анализа записей выявлено, что на протяжении своей жизни Толстой записал несколько десятков сочинённых им молитв. Записанные обращения к Богу рассмотрены в синтаксическом, семантическом и прагматическом аспектах. В исследовании использованы методы описания, концептуального и прагматического анализа. В ходе изучения выяснено, что Толстой нарушает сложившиеся каноны, моделирует индивидуальное обращение к Богу.

Жанр молитвы в дневниковом дискурсе Л.Н. Толстого

Статья посвящена рассмотрению жанра молитвы, представленного в дневниках Л.Н. Толстого. В ходе анализа записей выявлено, что на протяжении своей жизни Толстой записал несколько десятков сочинённых им молитв. Записанные обращения к Богу рассмотрены в синтаксическом, семантическом и прагматическом аспектах. В исследовании использованы методы описания, концептуального и прагматического анализа. В ходе изучения выяснено, что Толстой нарушает сложившиеся каноны, моделирует индивидуальное обращение к Богу.

Диалоговая основа дневника Л. Н. Толстого

В статье верифицирована гипотеза о том, что дневник Л. Н. Толстого имеет форму скрытого диалога пишущего с различными субъектами: с самим собой, с третьими лицами, с Богом. Диалог осмыслен как форма развития индивида. Определено, что дневник Л. Н. Толстого представляет собой программу самосовершенствования, которая осуществлялась путём целеполагания и самооценки. В традиционном восприятии дневникового жанра записи толкуются как форма автокоммуникации, осуществляемой в целях самоидентификации личности.

Дневник как лирический речевой жанр

Дневник - лирический РЖ, если рассматривать речевые жанры с точки зрения восходящей к античности универсальной триады - эпоса, лирики и драмы. Дневник - признание особой цены слова, последовательно сберегающего крупицы повседневного жизненного опыта. В статье намечается представление о двухступенчатом косвенном дневниковом адресате. Первая ступень: «я» - автор, имеющий в виду себя в некотором будущем времени. Вторая ступень - обращённость к потомкам, к неведомому читателю-собеседнику, к вероятным биографам и т. д. - до востребования.