Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Токарев Г. В. Жанр молитвы в дневниковом дискурсе Л. Н. Толстого // Жанры речи. 2023. Т. 18, вып. 4 (40). С. 358-364. DOI: 10.18500/2311-0740-2023-18-4-40-358-364, EDN: CVVHKK

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 502)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[811.161.1’38’42:2-534.35]+821.161.1-94+929Толстой
EDN: 
CVVHKK

Жанр молитвы в дневниковом дискурсе Л. Н. Толстого

Авторы: 
Токарев Григорий Валериевич, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
Аннотация: 

Статья посвящена рассмотрению жанра молитвы, представленного в дневниках Л. Н. Толстого. В ходе анализа записей выявлено, что на протяжении своей жизни Толстой записал несколько десятков сочинённых им молитв. Записанные обращения к Богу рассмотрены в синтаксическом, семантическом и прагматическом аспектах. В исследовании использованы методы описания, концептуального и прагматического анализа. В ходе изучения выяснено, что Толстой нарушает сложившиеся каноны, моделирует индивидуальное обращение к Богу. В дискурсе Толстого преобладают краткие молитвы, что является следствием действия прагматических намерений адресанта: быть лаконичным, смиренным, ничего не просить. Установлено, что ключевой аксиологической доминантой для Толстого является любовь, с которой он отождествляет Бога. В своих обращениях к Богу Толстой просит о твёрдой вере, надежде, спокойной совести. Большая группа молитв Толстого имеет ситуативно ориентированный характер. В молитвах сформулированы императивы поведения. Сделаны выводы о том, что молитва в дискурсе Толстого становится средством индивидуальной программы самосовершенствования. Молитва Толстого носит камерный, регулярный характер. Адресатом обращения выступает Бог, причём часто не персонифицированный, а пустота, нечто, нравственный принцип. Роль адресанта определена номинациями послушного сына, слуги, работника, посланника Всевышнего, который должен смиренно принимать всё то, что хочет Бог. Доказано, что молитвы Толстого неоднородны по своим интенциям: просьба, благодарность, констатация. По своему аксиологическому содержанию и интенциональному вектору молитва Толстого полностью соответствует христианской идеологии, выражающейся в смирении и любви.

Список источников: 
  1. Бугаева И. В. Молитва как особый жанр современной православной публицистики // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвузовский сборник научных трудов. Орёл : ОГУ, 2006. С. 157– 164.
  2. Ицкович Т. В. Религиозный функциональный стиль в жанровом аспекте: к постановке проблемы // Жанры речи. 2016. № 1 (13). С. 87–93.
  3. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград : Перемена, 2002. 477 с.
  4. Князева А. С. К вопросу о гендерной дифференциации православных молитвенных текстов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. T. 3, вып. 1 (69). С. 93–95.
  5. Мишланов В. А. Молитва как речевой жанр // Прямая и непрямая коммуникация : сб. науч. ст. / под ред. В. В. Дементьева. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 2003. С. 290–302.
  6. Токарев Г. В. Диалоговая основа дневника Л. Н. Толстого // Жанры речи. 2022. Т. 17. № 2(34). С. 140–145. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-172-34-140-145
  7. Токарев Г. В. Представления Л. Н. Толстого о религии-вере // Вестник Костромского государственного университета. 2018. Т. 24. № 2. С. 108–110.
  8. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. М. : РГБ, 2006.
Поступила в редакцию: 
28.08.2022
Принята к публикации: 
17.11.2022
Опубликована: 
30.11.2023