Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


речевой акт

Согласие/несогласие по-белорусски: Рецензия на учебно-методическое пособие А. П. Латушко «Беларускія выразы згоды і нязгоды» (Мінск, БДУ, 2020. 135 с.)

Рецензия является откликом на публикацию пособия А. П. Латушко «Белорусские выражения согласия и несогласия». Автор представляет нечленные выражения согласия и несогласия как элементы композиции коммуникативного акта в виде словаря с теоретическим предисловием. Актуальность данного пособия видится в систематизации речевых проявлений одной из коммуникативных категорий на материале белорусской художественной литературы. Методом сплошной выборки А. П.

Коммуникативные девиации и условия успешности речевого жанра

В статье рассматриваются проблемы успешности построения и восприятия речевых жанров в кооперативном общении. На примере коммуникативных неудач (коммуникативных девиаций), позаимствованных из художественной литературы на русском и украинском языках, формулируются условия успешности построения и восприятия речевых жанров в устном модусе общения как одного из ключевых понятий лингвистической генологии, включающего взаимосвязи между языковым воплощением намерений участников общения и нелингвистическими составляющими построения и восприятия речи.

Неискренние речевые акты и неискренние речевые жанры

Исследование посвящено вопросу о правомерности неискренних речевых жанров. Речевой жанр понимается как форма высказывания, с помощью которого реализуется речевой акт. В зависимости от типов фальсифицируемой интенции (ассертивной, волитивной и эмотивной), выделяются три типа неискренних речевых актов – лживые (неискренние ассертивы), манипулятивные (неискренние директивы) и лицемерные – притворство, лесть и клевета (неискренние экспрессивы).

Речевые акты агрессивного характера в педагогическом дискурсе

В работе исследуются негативно-оценочные речевые акты агрессивного характера, функционирующие в русскоязычном педагогическом дискурсе. В качестве материала исследования выбрана устная речь учителей казахстанских средних школ в рамках урока.

ШАНТАЖ: РЕЧЕВОЙ АКТ VS РЕЧЕВОЙ ЖАНР

Исследование посвящено анализу речевого жанра шантажа в межличностной повседневной коммуникации. Авторы уточняют понятие шантажа по отношению к повседневной коммуникации в сопоставлении с понятием шантажа, функционирующим в юридическом контексте. Под шантажом в данном исследовании понимается разновидность манипулятивного, психоэмоционального воздействия, направленного на получение личной выгоды (материальной или психологической) с помощью угрозы.

Принципы и практика контрастивного анализа жанров речевой коммуникации: Рецензия на монографию В. Гладрова и Е. Которовой «Sprachhandlungsmuster im Russischen und Deutschen: Eine kontrastive Darstellung(Berlin: Peter Lang, 2018. 404 S.)»

Рецензия представляет читателю монографию В. Гладрова и Е. Которовой, посвященную основным понятиям и методологии исследования межкультурного речевого поведения. Актуальность исследования не вызывает сомнений ввиду назревшей необходимости теоретического обоснования контрастивных исследований, с одной стороны, и систематизации типичных ситуаций общения - с другой. Монография решает обе задачи.