• English
  • Русский

Речевые акты агрессивного характера в педагогическом дискурсе

В работе исследуются негативно-оценочные речевые акты агрессивного характера, функционирующие в русскоязычном педагогическом дискурсе. В качестве материала исследования выбрана устная речь учителей казахстанских средних школ в рамках урока. Теоретической основой работы выступает понимание педагогического дискурса как институционального типа дискурса, характеризующегося рядом коммуникативно-прагматических черт, а также узкое понимание вербальной агрессии как специфической формы речевого поведения, нацеленного на преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей или обществу.

Детально рассматриваются прагматические свойства речевых актов оскорбления и насмешки: иллокутивные функции, условия реализации. Оскорбление отличается персональной направленностью, «взламыванием» социально-этических табу говорящим, т.е. осознанием неправомерности своих речевых поступков. Учитель, осуществляя речевой акт оскорбления, также осознает их неправомерность, одновременно оправдывая свои речевые действия позитивными мотивами – желанием улучшить и скорректировать неподобающее поведение учащегося. Оскорбление репрезентируется в прямой и косвенной форме.

Насмешка, также реализуя цель принижения достоинства адресата, сопровождается осмеянием, что углубляет негативные психологические последствия этого речевого акта для учащегося. Разновидностью насмешки является ироническая насмешка, построенная на приписывании объекту насмешки несвойственных ему черт, свойств и действий.

Литература

 

  1. Барт Р. Война языков // Избранные работы: Семиотика. Поэтика./ Пер.с франц. - М., «Прогресс», 1989.
  2. Басовская Е.Н. Творцы черно-белой реальности: о вербальной агрессии в средствах массовой информации// Критика и семиотика. - Новосибирск: НГУ, 2004. Вып. 7. - С. 257-263.
  3. Быкова О.Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия: Мат-лы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи»// Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Красноярск: Изд-во КрасГУ, 1999. - Вып. 1(8). - С. 91-103.
  4. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход: дис. …. докт. филол. н. – Челябинск, 2006. – 296с.
  5. Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. - М.: Гнозис, 2006. - 376с.
  6. Доронина С.В. «Насмешка» в зеркале обыденного метаязыкового сознания. URL:  https://www.asu.ru/files/documents/00004502.pdf  (дата обращения: 12.05.2016).
  7. Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия. – Ярославль, 1990. 81с.
  8. Карасик В.И. Характеристики педагогического дискурса// Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: Сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 1999. – С. 3-18.
  9. Козловская Л.А. Языковой контакт: контакт или конфликт? URL: http://elib.bsu.by/bitstream/.pdf (дата обращения: 02.05.2016).
  10. Кусов Г.В. Оскорбление как иллокутивный лингвокультурный концепт. Дис. … канд. филол. н. - Краснодар, 2004. 245с.
  11. Олешков М.Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения// Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 2. – С. 43-50.
  12. Паремузашвили Э.Э. Непрямая коммуникация в структуре агрессивного речевого акта (на примере иронии и насмешки)// Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. №1(030). - C.136-142.
  13. Слепцова М.А. Ирония как косвенный речевой акт отрицательной оценки:  дис. … канд. филол. н. - СПб, 2008.
  14. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М., Школа «Языки русской культуры», 1996. 288с.
  15. Темиргазина З.К. Вербальная агрессия в межличностной коммуникации // Вестник Тюменского государственного университета. 2007. № 4. С. 75-78.
  16. Фомин А.Г., Якимова Н.С. Репрезентация тактик вербальной агрессии в языковом сознании россиян и американцев// Язык и культура. 2012. №3(19). – С.41-50.
  17. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. - М.: КомКнига, 2006. 360 с.
  18. Temirgazina Z. Effective Communicative Strategies and Tactics in Verbal Aggression Situations// World Applied Sciences Journal. 24 (6): 822-825, 2013.
Текст в формате PDF:
(downloads: 113)