Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Лассан Э. В. Шендерович. «Соло на флейте»: к проблеме определения жанра (между злой сатирой и литературной фугой) // Жанры речи. 2020. № 2 (26). С. 146-154. DOI: 10.18500/2311-0740-2020-2-26-146-154

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 42)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1.09­7+929Шендерович

В. Шендерович. «Соло на флейте»: к проблеме определения жанра (между злой сатирой и литературной фугой)

Авторы: 
Лассан Элеонора, Вильнюсский университет
Аннотация: 

В 2015 г. издательство «Время» выпустило книгу В. Шендеровича «Соло на флейте», многожан­ровую и, по мнению автора статьи, интермеди­альную, поскольку здесь слились воедино содер­жательные особенности политической сатиры и трагедии, фарса и фэнтези, с одной стороны, а с другой – некоторые черты музыкальных произведений, в частности фуги. Впервые текст появился в 2012 г. в журнале «Пол­день. XXI век», редактируемом Б. Стругацким, но не вызвал тогда широкого резонанса, хотя и был поставлен в «Другом театре», определив­шем его жанр как «кабаре без музыки и танцев». Спустя время появились восторженные отзывы ­ читателей, хотя критики по-­прежнему практи­чески безмолвствуют. В статье подробно характеризуется сюжет, по­строенный как гротескное изображение действительности, композиция как соотносящая вербаль­ный текст с фугой как музыкальным полифони­ческим произведением. Доминирующим приемом  построения текста, на взгляд автора, является контрапункт – одна и та же тема ведется раз­ными голосами из «разных пространств», репре­зентирующих структуру современного общества. И каждый срез общества представлен определен­ным коммуникативным регистром. Символика отдельных элементов, рассмотренная автором, не позволяет согласиться с определени­ем этой книги как «отчаянно безнадежной», дан­ной некоторыми критиками. В тексте эксплицитно представлены интертек­стуальные связи «Соло…» с классикой мировой ли­тературы. Можно сказать, что это произведение Виктора Шендеровича вписано в мировую куль­турную традицию, использующую образ флейты как инструмента, обладающего магической силой с амбивалентной оценкой – служить добру или мстить за зло.

Список источников: 
  1. Epstein D. Shaping Time : Music, the Brain, and Performance. N. Y. ; L. : Schirmer Books, 1995. 598 c.
  2. Баранов Владимир. Русская фуга. URL: https://www.netslova.ru/baranov/russ_fuga.htm (дата обращения: 10.07.2019).
  3. Бонфельд М. Ш. Анализ фуги. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/fuga/text.pdf (дата обращения: 03.07.2019).
  4. Вагнер Р. О дирижировании // Дирижерское исполнительство. URL: http://wagner.su/book/export/html/816 (дата обращения: 03.07.2019).
  5. Лихачев Дм. Контрапункт стилей как особенность искусств. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Lih/07.php (дата обращения: 29.06.2019).
  6. Малышева Е. В. Контрапункт как прием организации текста антиутопии // Вестник ЛГУ. 2011. Т. 7. C. 137–144.
  7. Рабинович В. С., Бабкина М. И. Диалог музыки и литературы в творчестве Олдоса Хаксли // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9, вып. 2. C. 90–96.
  8. Синяя А. В. Принципы музыкальной организации романной прозы XX века : автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2008. 22 с.
  9. Шендерович В. Соло на флейте. Конец света в диалогах и документах. М. : Время, 2015. 560 с.
Поступила в редакцию: 
14.07.2019