Для цитирования:
Прозоров В. В. Лирический дискурс/текст как речежанровый кроссовер // Жанры речи. 2021. № 2 (30). С. 126-135. DOI: 10.18500/2311-0740-2021-2-30-126-135
Лирический дискурс/текст как речежанровый кроссовер
Лирические дискурсы/тексты в нашем понимании – целостно явленные речевые высказывания, порожденные прежде всего высоким градусом эмоций, широким диапазоном душевных переживаний, обладающие отчётливой мерой вольной интерактивности. Понятие автокоммуникативный (шире – лирический) речежанровый кроссовер обнимает книжные и разговорные, монологические и диалогические, вторичные и первичные РЖ. Неизменными остаются отличительные признаки неповторимой проникновенной стилевой выразительности. Внутренняя речь при известных компетенциях её носителя, связанных с творческой способностью к образно-языковому воплощению, адресуясь к своим, из вещи в себе превращается в вещь (в дискурс/текст) для посвященных и приобщенных. Свои – заветная категория коммуникативно-эмоциональной направленности, предполагающая в нашем случае открытость навстречу каждому, кто готов к полноценному и откровенному внутреннему диалогу с данным, лирически окрашенным речевым высказыванием. Лирические дискурсы/тексты речежанрового кроссовера в нечетком множестве их проявлений могут быть охарактеризованы через универсальную психологосемантическую триаду внимания – соучастия – открытия. При бескорыстном погружении в лирический текст происходит подключение нашего внимания к интонационно-речевой особенности исходных авторских душевных состояний-настроений. Вслед за этим заметно актуализируется личный опыт адресата, побуждающий к субъективно-оценочным переживаниям, прямо или косвенно связанным с динамикой авторских интенций. И наконец – финальный аккорд, способный передать пронзительное чувственносмысловое откровение. Полноценное восприятие совершенных лирических дискурсов/текстов приобщает нас к обширным культурным практикам фатико-информационных взаимодействий, животворно сказывается на автокоммуникативных готовностях человека и, в конечном счете, способствует свободному эмоционально-интеллектуальному развитию личности.
- Бахтин М. М. Собр. соч. : в 7 т. Т. 5. Работы 1940–1960 годов. М. : Русские словари, 1997. 732 с.
- Горошко Е. И., Полякова Т. Л. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 119–127.
- Дементьев В. В. Коммуникативные ценности русской культуры : категория персональности в лексике и прагматике. М. : Глобал Ком, 2013. 336 с.
- Иванюшина И. Ю. Русский футуризм : идеология, поэтика, прагматика. Саратов : Изд-во Сарат. унта, 2003. 312 с.
- Карасик В. И. Жанры сетевого дискурса // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 49–55. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-1-21-49-55
- Карасик В. И. Поэтическая рефлексия в комической миниатюре // Жанры речи. 2015. № 1 (11). С. 101–110.
- Лотман Ю. М. Автокоммуникация : «Я» и «Другой» как адресаты : (о двух моделях коммуникации в системе культуры) // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство, 2000. С. 159–164.
- Прозоров В. В. О типологии речевых жанров в свете теории литературных родов // Жанры речи. 2017. № 2 (16). С. 142–150. https://doi.org/10.18500/2311-07402017-2-16-142-150
- Седов К. Ф. Общая и антропоцентрическая лингвистика. М. : Языки славянской культуры, 2016. 440 с.
- Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М. : Высш. шк., 2007. 536 с.
- Сквозников В. Д. Лирика // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М. : Наука, 1964. С. 173–237.
- Тарасова И. А. Жанр фрагмента в поэзии «Парижской ноты» // Жанры речи. № 1 (11), 2015. С. 111–116.
- Формановская Н. И. Коммуникативный контакт. М. : ИКАР, 2012. 200 с.
- Формановская Н. И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. М. : ВК, 2009. 334 с.