Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


интенция

Жанровая специфика книги В.В. Вересаева «Пушкин в жизни»

Статья посвящена рассмотрению жанровых признаков книги В.В. Вересаева «Пушкин в жизни». В ходе исследования выявлено, что основной интенцией данного текста является информирование о личности Пушкина посредством прямого указания фактов и мнений. Для реализации данной интенции В.В. Вересаев использует технику коллажа, выстраивая письменные высказывания очевидцев в хронологическом порядке, формирующем сюжетную линию. Подбором цитат В.В. Вересаев выстраивает собственную концепцию личности Пушкина.

Речевые акты похвалы и одобрения гомогенного и гетерогенного характера

В статье рассматриваются речевые акты похвалы и ободрения в рамках педагогического дискурса американской и русскоязычной культуры, анализируются конкретные педагогические ситуации их использования с учетом перлокутивного эффекта, иллокутивной функции и дополнительных интенций, даются определения анализируемых речевых жанров, выявляются отличительные черты, характеристики и специфика функционирования в англоязычном и русскоязычном педагогических дискурсах.

Прагмалингвистический анализ законодательного жанра (на материале текстов немецких законов)

Юридические жанры, как правило, делятся на три большие тематические группы: «Законодательство» (законы, указы, распоряжения, акты, приказы), «Прецедентное право» (судебные решения, апелляции, протоколы, распоряжения и запросы суда) и «Официальная документация» (деловая переписка, отчеты, контракты). Целью настоящего исследования является анализ немецких законодательных текстов с позиций прагмалингвистики и лингвостилистики. Авторы статьи описывают специфику законодательного жанра и выделяют присущие ему общие и частные языковые функции.

Неискренние речевые акты и неискренние речевые жанры

Исследование посвящено вопросу о правомерности неискренних речевых жанров. Речевой жанр понимается как форма высказывания, с помощью которого реализуется речевой акт. В зависимости от типов фальсифицируемой интенции (ассертивной, волитивной и эмотивной), выделяются три типа неискренних речевых актов – лживые (неискренние ассертивы), манипулятивные (неискренние директивы) и лицемерные – притворство, лесть и клевета (неискренние экспрессивы).

Речевые акты агрессивного характера в педагогическом дискурсе

В работе исследуются негативно-оценочные речевые акты агрессивного характера, функционирующие в русскоязычном педагогическом дискурсе. В качестве материала исследования выбрана устная речь учителей казахстанских средних школ в рамках урока.