Для цитирования:
Леонтович О. А. Сомнительный комплимент в жанровой структуре межличностной коммуникации // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 3 (47). С. 300-308. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-3-47-300-308, EDN: SHBGHC
Сомнительный комплимент в жанровой структуре межличностной коммуникации
Статья посвящена рассмотрению сомнительного комплимента, его места в структуре речевых жанров, соотношения с вежливостью и языковых особенностей. Показано, что с точки зрения интенциональности он представлен двумя типами: 1) неуклюжие комплименты, свидетельствующие о языковой либо эмоциональной некомпетентности говорящего; 2) скрытые оскорбления. Тактики, используемые при реализации сомнительного комплимента, включают: выражение сомнения в достоинствах или достижениях адресата; дисквалификацию его действий; сравнения, умаляющие достоинства адресата либо тех, с кем его сравнивают; комплименты через самоуничижение; перебор с преувеличением; подозрительные комплименты, свидетельствующие о небескорыстии; сарказм в форме комплимента. К языковым особенностям, позволяющим идентифицировать сомнительный комплимент, относятся: сочетание местоимения второго лица (ты/вы) с оценочным предикатом («Ты – Х»)»; нацеленность на какой-либо аспект личностной идентичности (гендер, возраст, род занятий, внешность); наличие вспомогательных слов для, хоть (и), зато, тоже, несмотря, вопреки, если бы не и т. д.; непонимание говорящим внутренней формы слова и его коннотаций; использование неудачных аллюзий, квалификаторов, превращающих комплимент в свою противоположность, и импликаций, подразумевающих негативную оценочность; использование метафор и сравнений, не свойственных данной культуре. Выявлено, что в качестве ответной реакции на двусмысленное высказывание адресаты могут: 1) принять его как комплимент; 2) отшутиться; 3) бросить вызов собеседнику; 4) ничего не делать (игнорировать высказывание).
- Backhanded compliment // Cambridge dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/ backhanded-compliment (дата обращения: 22.03.2025).
- Арутюнова Н. Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. М. : Наука, 1992. С. 52–56.
- Балашова Л. В., Дементьев В. В. Русские речевые жанры. М. : Издательский Дом ЯСК, 2022. 832 с.
- Баранов А. Г. Когниотипичность текста. К проблеме уровней абстракции текстовой деятельности // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 1. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 4–12.
- Гайда Ст. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 2. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1999. С. 103–112.
- Зверева Е. В. Формы обращения в комплиментах, используемых в испанском языке // Гуманитарные науки. 2013. № 2 (10). С. 76–82.
- Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. М. : Издательство ЛКИ, 2008. 288 с.
- Ковшова М. Л. Комплимент и оскорбление: общее и различное (на материале современной русской речи) // Язык, сознание, коммуникация : сб. статей / под ред. Н. В. Уфимцевой, В. В. Красных, А. И. Изотова. М. : МАКС Пресс, 2010. Вып. 40. С. 103–112.
- Кожина М. Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 2. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1999. С. 52–61.
- Колмакова В. В., Шалков Д. Ю. Проявление речевой агрессии в комплименте // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 1. С. 126–132.
- Кузин Ф. А. Культура делового общения [Электронный ресурс]. URL: https://www.rulit.me/books/kultura-delovogo-obshcheniya-read-142678-20.html (дата обращения: 22.03.2025).
- Леонтович О. А. Магия вежливости или диктат политической корректности? Соотношение понятий // Русский язык за рубежом. 2023. № 5. С. 16–21.
- Радбиль Т. Б. «Псевдоценности» в современном отечественном медийном дискурсе: опыт логического анализа имплицитной оценочности в языке печатных СМИ // Медиастилистика. 2021. Т. 8, № 4. https://medialing.ru/psevdocennosti-v-sovremennomotechestvennom-medijnom... (дата обращения: 22.03.2025).
- Седов К. Ф. Внутрижанровые стратегии речевого поведения: «ссора», «комплимент», «колкость» // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 188–194..
- Седов К. Ф. Комплимент – речевой жанр суггестивного дискурса // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 7. Саратов : ИЦ «Наука», 2011. С. 225–235.
- Седов К. Ф. Нейтральные жанры в коммуникативном пространстве современной России // Stylistyka. 2006. № 15. С. 135–149.
- Седов К. Ф. Человек в жанровом пространстве современной коммуникации // Антология речевых жанров: Повседневная коммуникация / под общ. ред. К. Ф. Седова. М. : Лабиринт, 2007. С. 7–38.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. Т. 2. M.: Прогресс, 1986. 672 с.
- Федосюк М. Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. № 5. С. 102–120.
- Шаронов И. А. Речевые акты и речевые жанры на примере комплимента // Слово.ру: балтийский акцент. 2024. Т. 15, № 3. С. 234–246.
- Шилихина К. С. Семантика и прагматика вербальной иронии. Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2014. 304 с. Серия монографий «Аспекты языка и коммуникации». Вып. 8.
- Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. Изд. 2-е. М. : Изд-во ЛКИ, 2008. 360 с.