Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Бабикова М. Р., Кружкова О. В. Жанровая специфика вандальных графических повреждений городского пространства // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 4 (44). С. 327-337. DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-4-44-327-337, EDN: NVISHD

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 114)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.334.56+811.161.1’38
EDN: 
NVISHD

Жанровая специфика вандальных графических повреждений городского пространства

Авторы: 
Бабикова Марина Рашитовна, Уральский государственный педагогический университет
Кружкова Ольга Владимировна, Уральский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Визуальное пространство современного города и любого другого населённого пункта очень разнообразно и насыщено полезными элементами: вывесками, указателями, дорожными знаками, афишами, названиями улиц. При этом встречаются фрагменты, меняющие облик улиц в отрицательную сторону, в данном случае речь идет о графических повреждениях городского пространства. В настоящем исследовании предпринята попытка описания жанровых характеристик графических повреждений городского пространства (несанкционированных граффити). Актуальность заявленной темы определяется значимостью изучения различных видов бытовой письменно-речевой деятельности в рамках пространства города. Обращает на себя внимание специфика граффити как объекта лингвистических исследований. Будучи неоднозначной частью городского пространства, графические повреждения зачастую не до конца изучены, а между тем имеют существенный прагматический потенциал, способный оказывать влияние на мнение горожан. Таким образом, целью исследования является описание графических повреждений, учитывающее весь спектр экстралингвистических и лингвистических компонентов жанра. В основу работы положен описательный метод исследования, а основой методики описания жанра является модель комплексного коммуникативно-типологического описания естественной письменной русской речи, предложенная Н. Б. Лебедевой и адаптированная под задачи настоящего исследования. Таким образом, в статье представлено описание аспектов рассматриваемого жанра через ряд характеристик: 1) автор, 2) цель, 3) адресат, 4) содержание, 5) коммуникативное время, 6) языковое воплощение, 7) социальная оценка 8) когнитивная доминанта жанра. 

Благодарности: 
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 23-28-01487), https://rscf.ru/project/23-28-01487/. The research was supported of the Russian Science Foundation (grant No. 23-28-01487), https://rscf.ru/project/23-28-01487/.
Список источников: 
  1. Алтухова Т. В. Электронные и рукописные жанры естественной письменной речи: сопоставительный аспект (на примере граффити и записей на электронной стене) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 2 (50). С. 110–116.
  2. Антипов А. Г. «Естественные» дискурсы: креативность VS культурогенность // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Ч. II. Теория и практика современной письменной речи : материалы конф. / под ред. Н. Д. Голева. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003. С. 145.
  3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М. : Добросвет, 2009. 387 с.
  4. Буга М. А. Дуализм феномена граффити // Язык. Текст. Книга: материалы II Международной научнопрактической конференции (Екатеринбург, 25 апреля 2019 г.). Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. С. 12–17.
  5. Винокур Т. Г. Информативная и фатическая речь как обнаружение разных коммуникативных намерений говорящего и слушающего // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект / отв. ред. Е. А. Земская, Д. Н. Шмелёва. М. : Наука, 1993. С. 5–29.
  6. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 194 с.
  7. Григорьева В. С. Рекламный дискурс через призму когнитивных доминант его организации // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2020. № 62. С. 283–297.
  8. Дементьев В. В. Изучение речевых жанров. Обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. № 1. С. 109–118.
  9. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с.
  10. Зенкова А. Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2004. № 5. С. 184–193.
  11. Кружкова О. В., Воробьева И. В. Психология вандального поведения : монография. Екатеринбург : УрГПУ, 2015. 304 с.
  12. Культурный код вандализма: опыт кросс-культурного исследования / М. Р. Бабикова, О. А. Блинова, И. В. Воробьева [и др.]. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2021. 303 с.
  13. Лебедева Н. Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. 2001. № 1–2. С. 4–10.
  14. Лейдерман Н. Л. Теория жанра: исследование и разборы. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2010. 904 с.
  15. Никитина Л. Б., Голошубина О. К. Языковое воплощение речевого жанра «разговор в мессенджере»: типичные реализации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 3 (16). C. 72–76.
  16. Тюкаева Н. И. Граффити как жанр естественной письменной русской речи : дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2005. 227 с.
  17. Шугуров П. Е. Уличное искусство Владивостока. Причины отсутствия // Первая открытая научная конференция исследователей стрит-арта в рамках III Форума уличного искусства: материалы / отв. ред. А. Нистратова, Н. Каш. СПб. : Институт исследования стрит-арта, 2023. 387 с.С. 87–94.
Поступила в редакцию: 
16.10.2023
Принята к публикации: 
24.11.2023
Опубликована: 
29.11.2024