Для цитирования:
Галкина Е. В., Краснощекова С. В., Кожевникова Е. В. Референциальные особенности текстов нарративного жанра при освоении первого и второго языка // Жанры речи. 2022. Т. 17, вып. 4 (36). С. 311-318. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-4-36-311-318, EDN: BUMSBW
Референциальные особенности текстов нарративного жанра при освоении первого и второго языка
В статье рассматривается вопрос становления отдельных элементов речевого жанра в дискурсивном пространстве русской лингвокультуры, в процессе овладения русским языком представителями иных языковых групп. Референциальность как часть языковой системы связана с называнием и обозначением объектов реального мира языковыми средствами. Исследуется проблема референциального выбора (какими факторами руководствуется говорящий при выборе того или иного выражения) и разрешения анафоры (каким образом собеседник, воспринимающий текст, связывает местоимение с кореферентным существительным). Целью является изучение референциальных характеристик нарративов, в том числе референциальных ошибок, характерных для речи студентов, изучающих русский язык как иностранный. Для сравнения привлекаются русскоязычные взрослые и дети. Анализ материала демонстрирует, что основные особенности референциальной компетенции индивида (способность делать верный референциальный выбор, строить анафорические цепочки) связаны с возрастным когнитивным развитием и не зависят от родного языка; основные референциальные характеристики совпадают у взрослых инофонов и русскоязычных взрослых, что говорит о когнитивной природе референциальности. Обе группы взрослых одинаково используют существительные и местоимения для первичного и повторного ввода персонажа и поддержания топика и выстраивают неразрывные анафорические цепочки. Частные анафорические ошибки инофонов связаны с уровнем развития их грамматических навыков. По причинам, стоящим за возникновением референциальных ошибок, взрослые инофоны принципиально отличаются от одноязычных детей: детские ошибки связаны с недостаточной освоенностью когнитивных принципов референциального связывания, то есть в детской речи главным является когнитивный фактор. В основе же ошибок инофонов лежит недостаточная сформированность грамматического уровня неродного языка, то есть для взрослых ведущую роль играет структурно-грамматический фактор. Референциальные ошибки взрослых инофонов, таким образом, не следует выделять в отдельный тип.
- Aksu-Koç A., Nicolopoulou A. Character reference in young children’s narratives: A crosslinguistic comparison of English, Greek, and Turkish // Lingua. 2015. № 155. P. 62–84. https://doi.org/10.1016/j.lingua.2014.04.006
- Allen S., Hughes M. E., Skarabela B. The role of cognitive accessibility inchildren’s referential choice // The Acquisition of Reference. Amsterdam : John Benjamins, 2015. P. 123–154. https://doi.org/10.1075/tilar.15.06all
- Banfield A. Narrative style and the grammar of direct and indirect speech // Foundations of Language. 1973. Vol. X. P. 1–39.
- Flavell J. H. Theory-of-mind development Retrospect and prospect // Merrill-Palmer Quartely. 2004. Vol. 50, № 3. P. 274–290.
- Gagarina N., Klop D., Kunnari S., Tantele K., Välimaa T., Balčiūnienė I., Bohnacker U., Walters J. Assessment of Narrative Abilities in Bilingual Children // Assessing Multilingual Children. Disentangling Bilingualism from Language Impairment. Bristol, Buffalo, Toronto, Multilingual Matters., 2015. P. 243–276. https://doi.org/10.21832/9781783093137
- Givon T. (ed). Conversation. Cognitive, Communicative and Social Perspectives. Typological Studies in Language. Amsterdam, Philadelphia, John Benjamins Publishing Company, 1997. 302 p.
- Gruening A. Referential Choice and Activation Factors: A Neural Network Approach // Proceedings of the 4th Discourse anaphora and anaphor resolution colloquium. Lisbon, Edições Colibri, 2002. P. 81–86.
- Haude K., Witzlack-Makarevich A. Referential hierarchies and alignment: An overview // Linguistics. 2016. Vol. 54, № 3. P. 433–441. https://doi.org/10.1515/ling-2016-0008
- Lindgren J., Vogels J. Referential cohesion in Swedish preschool children’s narratives // Journal of Pragmatics. 2018. № 133. P. 45–62. https://doi.org/10. 1016/j.pragma.2018.06.007
- Pine J. M. The functional basis of referentiality: Evidence from children’s spontaneous speech // First Language. 1992. № 12. P. 39–56. https://doi.org/10.1177/014272379201203403
- Prince G. A Dictionary of Narratology. Nebraska : University of Nebraska Press, 2003. 126 p.
- Slabakova R., White L. Brambatti Guzzo N. Pronoun Interpretation in the Second Language: Effects of Computational Complexity // Frontiers in Psychology. 2017. № 8. P. 12–36. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01236
- Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 445 с.
- Бергельсон М. Б. Социокультурная мотивированность нарративов. URL: https://www.dialog-21.ru/dialog2007/materials/html/06.htm (дата обращения: 24.07.2021).
- Гайда С. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи. 1999. № 2. С. 103–111.
- Дементьев В. В. Непрямая коммуникация и ее жанры. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2000. 248 с.
- Косицкая Ф. Л. Речевой жанр как единица контрастивного анализа // Вестник ТГПУ. 2006. № 4 (55). С. 101–105.
- Николаева Т. М. Лингвистика текста: современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. М. : Прогресс, 1978. Вып. VIII. С. 5–39.
- Николаева Т. М. От звука к тексту. М. : Языки русской культуры, 2000. 680 с.
- Онипенко Н. К. Грамматика текста в онтолингвистическом аспекте // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 169–178.
- Падучева Е. В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М. : Языки русской культуры, 1996. 479 с.
- Прокопеня В. К. Механизмы анафоры при речепорождении и речепонимании: экспериментальное исследование на материале русского языка: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2016. 27 с.