Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


dialogue

Религиозно-философские диалоги в романе Достоевского «Бесы»

Как таковой философский диалог – жанр, порожденный античной культурой, стал неотъемлемой частью романов Ф. М. Достоевского. И в них он обрел отчетливо религиозный характер. В этом смысле теория М. М. Бахтина о полифоническом диалоге в романах писателя не позволяет до конца объяснить его (диалога) мистико-религиозное содержание и тем более скрытую авторскую позицию в нём – христианскую оценку («указующий перст, страстно поднятый»). А вопрос о вере в полифоническом диалоге вообще не поставлен.

Согласие/несогласие по-белорусски: Рецензия на учебно-методическое пособие А. П. Латушко «Беларускія выразы згоды і нязгоды» (Мінск, БДУ, 2020. 135 с.)

Рецензия является откликом на публикацию пособия А. П. Латушко «Белорусские выражения согласия и несогласия». Автор представляет нечленные выражения согласия и несогласия как элементы композиции коммуникативного акта в виде словаря с теоретическим предисловием. Актуальность данного пособия видится в систематизации речевых проявлений одной из коммуникативных категорий на материале белорусской художественной литературы. Методом сплошной выборки А. П.

Диалоговая основа дневника Л. Н. Толстого

В статье верифицирована гипотеза о том, что дневник Л. Н. Толстого имеет форму скрытого диалога пишущего с различными субъектами: с самим собой, с третьими лицами, с Богом. Диалог осмыслен как форма развития индивида. Определено, что дневник Л. Н. Толстого представляет собой программу самосовершенствования, которая осуществлялась путём целеполагания и самооценки. В традиционном восприятии дневникового жанра записи толкуются как форма автокоммуникации, осуществляемой в целях самоидентификации личности.

Сетевое общение и его жанры как объект художественного изображения (на материале отечественной литературы)

Анализируется новая композиционная особенность современных художественных произведений, а именно введение в их структуру фрагмента текста, относящегося по своим лексическим и графическим признакам к какому-либо жанру сетевого общения (чат, блог, электронное письмо и др.). Диалог героев, общающихся в Сети, становится одним из устойчивых текстообразующих приёмов, выполняющих разные художественные задачи, включая формирование сюжетной линии; создание образа (колорита) времени, образов героев; отражение «языкового вкуса эпохи».

Речевой жанр «напоминание» в современной массовой литературе

В статье рассматривается вторичный речевой жанр «напоминание», широко распространенный в современной массовой литературе. В диалоге с читателем авторы массовой литературы пытаются создать чувство интеллектуального комфорта.  Статус образованного человека соотносится со способностью хотя бы поверхностно ориентироваться в мире классической литературы. Жанр «напоминание» отражает ориентацию автора на ограниченный культурный багаж потенциального читателя и связан с игровыми интенциями при использовании прецедентных феноменов.

Является ли ирония речевым жанром? (еще раз о некоторых особенностях иронии)

В статье автор рассматривает разные точки зрения на популярный в современной теории речевых жанров вопрос о том, является ли ирония речевым жанром.

Диалогичность в жанрах интернет-коммуникации (чат, форум, блог)

Статья затрагивает актуальные проблемы современной коммуникативной лингвистики и виртуального жанроведения. Сущность категории диалогичности определяется в работе как по отношению к коммуникации традиционной (не опосредованной технически и не связанной с электронной средой), так и по отношению к интернет-коммуникации, где изучаемая категория имеет свою специфику. С опорой на лексикографические источники установлены различия в понятийном содержании и употреблении терминов «диалогичность» и «интерактивность».

ФУНКЦИИ РАЗГОВОРНЫХ ЧАСТИЦ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ ЖАНРАХ В ПОЭЗИИ А. Т. ТВАРДОВСКОГО

Исследование посвящено выявлению функций разговорных частиц в некоторых речевых жарах, отражённых А. Т. Твардовским в поэтическом текстовом пространстве. Простые модальные частицы ‘себе’, ‘тебе’ сходны с тождественными по форме местоимениями, их частеречная принадлежность определяется по контексту. Как и контекстуально классифицируемая частица-местоимение ‘мне’, они являются разговорными. Выявлены функции, реализуемые разговорными частицами и частицей-местоимением в монологе и диалоге героев, а также в речи автора.

Диалогические жанры Белого дома

Исследование посвящено описанию и классификации диалогических жанров современного политического дискурса США, а именно Белого дома. Исследование проведено с применением метода классификации и описательного метода с дискурсивных позиций, с учетом использующих эти жанры социальных акторов: политиков, журналистов и аудитории. Основой классификации послужили статусы коммуникантов, количество участников, место проведения мероприятия, продолжительность коммуникации, статус информации (официальная или неофициальная).