Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Гапоненков А. А. Религиозно-философские диалоги в романе Достоевского «Бесы» // Жанры речи. 2023. Т. 18, вып. 2 (38). С. 132-137. DOI: 10.18500/2311-0740-2023-18-2-38-132-137, EDN: RFLKOA

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 370)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1.09-31+929Достоевский
EDN: 
RFLKOA

Религиозно-философские диалоги в романе Достоевского «Бесы»

Авторы: 
Гапоненков Алексей Алексеевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Как таковой философский диалог – жанр, порожденный античной культурой, стал неотъемлемой частью романов Ф. М. Достоевского. И в них он обрел отчетливо религиозный характер. В этом смысле теория М. М. Бахтина о полифоническом диалоге в романах писателя не позволяет до конца объяснить его (диалога) мистико-религиозное содержание и тем более скрытую авторскую позицию в нём – христианскую оценку («указующий перст, страстно поднятый»). А вопрос о вере в полифоническом диалоге вообще не поставлен. Бахтин ограничивается диалогом «речевых активностей» субъектов, сознаний героев «в области слова», «образом идеи» как «живого события». В статье выделен особый религиозно-философский диалог в романе Достоевского на примере «Бесов». Доказывается, что герои подобного диалога философствуют, т. е. выступают не только как обладатели внешних, действенных, психологических характеристик, но и как выразители определенной интеллектуальной активности, сложившейся концепции жизни, которую они обычно претворяют в философемах, мыслеобразах. Религиозно-философский диалог присутствует и тогда, когда он ведется на уровне метафизических глубин, с использованием символа веры, проявлением религиозного чувства, когда решается вопрос об Абсолюте. Глубинный драматизм, обращение к вечным проблемам бытия, предельное расширение художественного пространства затрагиваемых тем, предметов диалога ограничивают сюжетную конкретику, детализированность характеров. Возникает ощущение прямой связи между двумя сознаниями в самых потаенных глубинах человеческого духа: «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей» (XIV, 100). 

Список источников: 
  1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М. : Советская Россия, 1979. 320 с.
  2. Бердяев Н. А. Духи русской революции // Бердяев Н. А. О русских классиках. М. : Высшая школа, 1993. С. 75–107.
  3. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. А. О русских классиках. М. : Высшая школа, 1993. С. 107–223.
  4. Булгаков С. Н. Русская трагедия // Булгаков С. Н. Сочинения: в 2 т. М. : Наука, 1993. Т. 2. С. 499–526.
  5. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л. : Наука. Ленинград. отд-ние, 1972–1991.
  6. Иванов В. И. Собрание сочинений: в 4 т. Брюссель : Жизнь с Богом, 1987.
  7. Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. М. : Советский писатель, 1990. 480 с.
  8. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М. : Художественная литература, 1972. 543 с.
  9. Степун Ф. А. Миросозерцание Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 годов. М. : Книга, 1990. С. 332–352.
Поступила в редакцию: 
05.06.2022
Принята к публикации: 
29.08.2022
Опубликована: 
31.05.2023