Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Карасик В. И. Жанры сетевого дискурса // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 49-55. DOI: 10.18500/2311-0740-2019-1-21-49-55

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 1209)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
81’38’48:004.738
EDN: 
YZSZFZ

Жанры сетевого дискурса

Авторы: 
Карасик Владимир Ильич, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Аннотация: 

Рассматриваются жанровые характеристики сетевого дискурса - общения в социальных сетях. Определены конститутивные признаки этого типа коммуникации: 1) коммуникативное сообщество людей, имеющих общие интересы и подключенных к единому электронному ресурсу, 2) полимодальная семиотика сообщений, включающих визуальный, аудиальный и собственно текстовый компоненты, 3) возможность получить немедленный отклик на размещаемый контент, 4) сокращенная дистанция общения, в которой стирается грань между приватным и публичным форматами коммуникации. Показано, что жанровая система данного типа дискурса подвижна, состоит из элементов личностного и статусного типов дискурса и включает как дискурсивно определенные, так и диффузные коммуникативные образования. Предложено выделить восемь основных жанровых групп в рамках сетевого дискурса на основе базовых интенций, ведущих к общению в этом сообществе. Это следующие группы: 1) демонстративы (автопрезентации с фотографиями себя и своих близких), 2) репортативы (сообщения о важных новостях, обычно в виде перепоста), 3) социативы (заметки об интересных явлениях и событиях,часто оформленные как тематическая группа),4) креативы (предлагаемые сообществу собственные либо чужие художественные произведения),5) агитативы (сообщения, продвигающие тот или иной товар или образ жизни), 6) инструктивы (советы для решения конкретной проблемы), 7) прескриптивы (назидательные послания морального плана), 8) аттрактивы (развлекательные шутливые послания).

Список источников: 
  1. Barnes J. A. Class and Committees in a Norwegianь Island Parish // Human Relations. 1954. № 7. P. 39-58.
  2. Hall E. T. The Hidden Dimension. N.Y. : Anchor, 1969. 217 p.
  3. Маклюен М. Понимание Медиа : Внешние расширения человека / пер. с англ. М. : Жуковский, Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.
  4. Новикова Э. Ю. Международный туристический дискурс как лингвокультурный трансфер. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2017. 332 с.
  5. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. М. : Прогресс, 1986. Вып. 17. С. 22-129.
  6. Романов А. А. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения : пособие по теоретическим курсам. М. : Ин-т языкознания АН СССР, 1988. 183 с.
  7. Серль Дж. Р. Что такое речевой акт // Новое в зарубежной лингвистике. М. : Прогресс, 1986. Вып. 17. С. 151-169.
Поступила в редакцию: 
15.08.2018
Принята к публикации: 
20.10.2018
Опубликована: 
28.02.2019