Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Горошко Е. И., Павлова Л. В. Трансформация текста под воздействием жанровой системы социальных медиа сервисов коммуникативного интернет-пространства (на материале англоязычных политических сайтов) // Жанры речи. 2015. № 1 (11). С. 122-136. DOI: 10.18500/2311-0740-2015-1-11-122-136

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 422)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.111’38:32:004.738.5
EDN: 
UAWIFJ

Трансформация текста под воздействием жанровой системы социальных медиа сервисов коммуникативного интернет-пространства (на материале англоязычных политических сайтов)

Авторы: 
Горошко Елена Игоревна, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»
Павлова Лариса Васильевна, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»
Аннотация: 

В статье рассматриваются вопросы компьютерно-опосредованной коммуникации, конвергентные свойства коммуникативного пространства Интернет, способствующие становлению и развитию системы жанров 2.0, что существенным образом трансформировало ключевое для лингвистики понятие «текста». Уточняется понятие политического медиатекста применительно к новым медиа и выделяются его основные свойства, а также предпринимается попытка типологии медиатекстов и выявления их структурных характеристик на материале персональных сайтов американских политиков.

Список источников: 
  1. Бацевич Ф.С. Основи коммуникативной лингвистиики / Ф.С. Бацевич. – Киев: Академия, 2004. – 344 с.
  2. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка / А.И. Гальперин. – М. : Изд-во литературы на иностранных языках, 1958. – 459 с.
  3. Горошко Е.И. «Чирикающий» жанр 2.0 Твиттер или что нового появилось в виртуальном жанроведении // Вестник Тверского государственного университета. – 2011. - №3. – С. 210-223.
  4. Горошко Е.И. Гипертекст 3.0: лингвистический анализ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Гипертекст как объект лингвистического исследования». – Самара: ПГСГА, 2010. – С. 14–16.
  5. Горошко Е.И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры // Интернет-коммуникация как новая речевая формация. – М.: Изд-во Наука, Изд-во Флинта, 2012. – С.9-57.
  6. Горошко Е.И. Текст эпохи веб 2.0: психолингвистический анализ // Вопросы психолингвистики. – М.: ИЯ РАН, 2009. – Вып.9. – С. 108-124.
  7. Горошко Е.И. Функционирование текста в среде конвергентных медиа // Гипертекст как объект лингвистического исследования: Материалы II международной конференции, 18-20 октября 2011 / отв. Редактор С. А. Стройков. – Самара: ПГСГА, 2011. – C.22-40.
  8. Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. – М., 2010. – 2 (12). – С. 105-123.
  9. Горошко Е.И., Землякова Е.А., Полякова Т.Л. Жанры 2.0: проблема типологии и категоризации на примере коммуникативного сервиса «Твиттер» // Жанры речи: Сб. науч. статей. Саратов – Москва: Лабиринт, 2012. – Вып. 8. Памяти Константина Федоровича Седова. Жанр и творчество – С. 344-357.
  10. Горошко О. І. Новий конвергентний жанр 2.0 – твиттинг // Вісник Львівського університету. Серія філологічна. Загальне мовознавство. – 2011. – Випуск 52. – С. 210-223. (Збірник наукових праць).
  11. Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика / А.И. Горшков. – М.: Астрель, 2006. – 367 с.
  12. Гульшина А.Е. Лингвостилистические особенности текста веб-сайта: проблема смыслового восприятия: на материале презентационніх текстов веб-сайта: дисс...канд.филол.наук: 10.02.19 / А.Е. Гульшина. – М.., 2006. – 155 с.
  13. Давыдова К.В. Гипертекстуальность как свойство художественного текста: На материале английских художественных текстов. Автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.02.04. Армавир 2006. – 22с.
  14. Дедова О.В. Лингвосемиотический анализ электронного гипертекста (на материале русскоязычного Интернета) : дис. … д-ра филол. наук : 10.02.01, 10.02.19 / Дедова Ольга Викторовна. – М., 2006. – 525 с.
  15. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика. Системный подход к изучению языка СМИ: учебное пособие / Т. Г. Добросклонская. – М. : Флинта, 2008. – 264 с.
  16. Дьякова Е.Ю. Поликодовый текст в Британском рекламном дискурсе сферы образования: дисс. на соиск. … канд. филол. наук: 10.02.04 / Е.Ю. Дьякова. – Воронеж, 2011. – 219с.
  17. Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции / Я. Н. Засурский // Вестник Московского ун-та. – 2005. – № 2. – С. 3-6. – Серия 10: «Журналистика».
  18. Землякова Е.А. Лингвостилистические характеристики жанра англоязычного корпоративного блога: Дис. … канд. фил. наук: 10.02.04. – Харьков, 2010. – 236 с.
  19. Казак М.Ю. Специфика современного медиадискурса / М.Ю. Казак // Современный дискурс-анализ. [Электронный журнал]. – № 6, 2012. – С. 30-41. Режим доступа: www.discourseanalysis.org
  20. Компанцева Л.Ф. Интернет-лингвистика: когнитивно-прагматический и лингво-культурологический подходы / Л. Ф. Компанцева. – Луганск: Знание, 2008. – 528 с.
  21. Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты / Г. С. Мельник. – СПб., 1996. – 160 с.
  22. Пронина Е.Е. «Живой текст»: четыре стилевых признака net-мышления // Вестник МГУ. – М., 2001. – Серия 10. Журналистика. – №6. – С. 74-80.
  23. Рогачёва Н.Б. Структура и функционирование вторичных речевых жанров интернет-коммуникации (на материале русского и английского языков): дисс. на соиск. … канд. филол. наук: 10.02.12 / Н.Б. Рогачёва – Саратов, 2011. – 252 с.
  24. Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / И.В. Рогозина. – Барнаул, 2003 – 430 c.
  25. Сallahan, E., & Herring, S. C. (2011). Cultural bias in Wikipedia articles about famous persons. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 62(10), 1899-1915. DOI: 10.1002/asi.
  26. Саенко А.Н. Коммуникативные характеристики немецкоязычных текстов электронного жанра «Профиль компании»: дисс. на соиск. … канд. филол. наук: 10.02.04 / А.Н. Саенко. – Харьков, 2007. – 253 с.
  27. Синельникова Л.Н. Коммуникативные модели оппозиционного политического дискурса / Гл. ред. А.П. Чудинов; ГОУ ВПО П 50 «Урал. гос. пед. ун-т» // Политическая лингвистика. – Екатеринбург, 2010. – № 1(31). – С. 34-38.
  28. Слышкин Г.Г. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа) / Г.Г. Слышкин, М.А. Ефремова. – М.: Водолей Publishers, 2004. – 153 с.
  29. Смирнов Ф.О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках: дисс. … канд. филол. наук: 10.02.19 / Смирнов Федор Олегович. – Ярославль, 2004. – 224 с.
  30. Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст»/ Г. Я. Солганик // Вестник Московского ун-та. – Серия 10: «Журналистика», 2005. – № 2. – С. 7-15.
  31. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 64 c.
  32. Фомичева И.Д. Социология интернет-СМИ: Учебное пособие / Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 79с.
  33. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. / В.Е. Чернявская. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 248 с.
  34. Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов: монография. – М.: УРСС, 2008. – 232 с.
  35. Чичерина Н.В. Типология медиатекстов как основа формировнаия медиаграммотности / Н.В. Чичерина // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Серия: Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология). – СПб., 2007. – № 9(47). – С. 159-166.
  36. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса: Дисс. … д-ра фил. наук: 10.02.01, 10.02.19. / Е.И. Шейгал. – Волгоград, 2000. – 431 с.
  37. Щипицина Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка): автореф. на соискание уч. степени доктора филологических наук: спец. 10.02.04 – «Германские языки» / Л. Ю. Щипицина. – Воронеж, 2011. – 40 с.
  38. Bell A. The Language of News Media. Basil Blackwell, 1991.  – 277р.
  39. Crystal D. Language and the Internet Language and the Internet. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. – 272 p.
  40. Dijk van T.A. Discourse and communication: New approaches to the analysis of mass media discourse and communication. Berlin: de Gruyter. 1986. – pp. 295-323.
  41. Meinhof U., & Smith, J. Intertextuality and the media: From genre to everyday life. Manchester, UK: Manchester University Press, 2000. – 159p.
  42. Preprint: http://ella.slis.indiana.edu/~herring/callahan.herring.2011.pdf
  43. Sundar S.S. Explicating Web Site Interactivity: Impression Formation Effects in Political Campaign Sites // Communication Research 30 (1), 2003. – P. 30-59.
  44. Turnšek M., Jankowski N.W. Social Media and Politics: Theoretical and Methodological Considerations in Designing a Study of Political Engagement. Paper presented at Politics: Web 2.0. An International Conference. University of London, 2008 Available at: http://newpolcom.rhul.ac.uk/politics-web-20-paper-download/Turnsek_and_J...
Поступила в редакцию: 
01.02.2015
Принята к публикации: 
15.02.2015
Опубликована: 
08.06.2015