Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Галкина Е. В., Краснощекова С. В. Структурные особенности нарративов двуязычных детей в республике Кыргызстан // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 4 (44). С. 394-403. DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-4-44-394-403, EDN: YMSQVM

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 79)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[[811.161.1+811.512.154]’232’246.2’271-053.4](575.2)
EDN: 
YMSQVM

Структурные особенности нарративов двуязычных детей в республике Кыргызстан

Авторы: 
Галкина Елена Владимировна, Институт физиологии им. И. П. Павлова Российской академии наук
Краснощекова Софья Викторовна, Институт лингвистических исследований Российской академии наук
Аннотация: 

Статья посвящена русскоязычным нарративам, порожденным детьми-билингвами 4–6 лет, проживающими в Кыргызстане и говорящими на русском и киргизском языках. Дети растут в ситуации «смешанного билингвизма»; русский язык является для них доминантным. Нарративы собирались при помощи инструмента MAIN (ТОН), включающего несколько наборов рисунков для создания рассказов/пересказов, стандартные тексты для пересказов и таблицы оценивания речевых навыков. В статье рассматриваются особенности макро- и микроструктуры нарративов. Под макроструктурными характеристиками текста понимается сюжетная полнота, связность, логичность изложения, выражение внутренних состояний персонажей. Все дети-информанты были способны создать полноценную сюжетную канву рассказа, упомянув все основные эпизоды и задействовав всех основных персонажей, однако дети в основном обращали внимание на фактически осуществленные, реально видимые действия персонажей (сюжетные элементы «попытка» и «результат действия») и реже выражали вербально внутренние мотивы, цели, намерения. Что касается внутренних состояний, то дети описывали в основном конкретные действия, которые можно вычленить однозначно (использовались глаголы визуального восприятия и речи-мысли); реже – эмоции, физиологические состояния. Характеристики микроструктуры включают длину и объем текста и одного высказывания, лексико-грамматическую правильность речи, синтаксическую сложность, лексическое разнообразие. В микроструктуре не выявлено значимых различий между детьми разных возрастных групп. Основное количество ошибок относится к лексико-грамматическому уровню языковой системы: наиболее распространены ошибки, обусловленные использованием стратегий, облегчающих освоение языка, типичные как одновременно для билингвов и для одноязычных детей младшего возраста (стратегии симплификации, сверхгенерализации), так и только для осваивающих второй язык (стратегия переноса из первого языка). 

Список источников: 
  1. Antonova-Ünlü E., Wei Li. Examining the effect of reduced input on language development: The case of gender acquisition in Russian as a non-dominant and dispreferred language by a bilingual Turkish-Russian child // International Journal of Bilingualism. 2006. № 20. P. 1–19. https://doi.org/10.1177/1367006916666390
  2. Duinmeijer I., Jong de J. Narrative abilities, memory and attention in children with a specific language impairment // International Journal of Language and Communication Disorders. 2012. Vol. 47, no. 5. P. 542– 555. https://doi.org/10.1111/j.1460-6984.2012.00164.x
  3. Gagarina N., Klop D., Kunnari S., Tantele K., Välimaa T., Balčiūnienė I., Bohnacker U., Walters J. Assessment of narrative abilities in bilingual children // Assessing multilingual children: Disentangling bilingualism from language impairment / eds. S. Armon-Lotem, J. de Jong, N. Meir. Bristol, Blue Ridge Summit: Multilingual Matters, 2015. P. 243–276. https://doi.org/10.21832/9781783093137-011
  4. McCabe A., Rollins P. R. Evaluating narrative discourse skills // Assessment of Communication and Language / eds. K. N. Cole, P. S. Dale, D. J. Thal. Virginia : P. H. Brookes, 1996. P. 121–141.
  5. Nicolopoulou A., Brockmeyer C., Sá de A., Ilgaz H. Narrative performance, peergroup culture, and narrative development in a preschool classroom // Children’s peer talk: Learning from each other / eds. A. Cekaite, S. BlumKulka, V. Grover, E. Teubal. Cambridge : Cambridge University Press, 2014. P. 42–62. https://doi.org/10.1017/CBO9781139084536.006
  6. Nippold M. A., Mansfield T. C., Billow J. L., Tomblin J. B. Expository discourse in adolescents with language impairments: Examining syntactic development // American Journal of Speech-Language Pathology. 2008. № 17. P. 356–366. https://doi.org/10.1044/10580360(2008/07-0049)
  7. Peterson C., McCabe A. Linking children's connective use and narrative macro structure // Developing Narrative Structure / eds. A. McCabe, C. Peterson. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1991. P. 29– 53.
  8. Ringblom N. The emergence of a new variety of Russian in a language contact situation // Multilingual individuals and multilingual societies / eds. K. Braunmüller, Chr. Gabriel. Amsterdam ; Philadelphia : John Benjamins, 2012. P. 63–80. https://doi.org/10.1075/hsm.13.06rin
  9. Sachs J., Devin J. Young children’s use of ageappropriate speech styles in social interaction and role playing // Journal of Child Language. 1976. № 3. P. 81–98. https://doi.org/10.1017/S030500090000132X
  10. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М. : Наука, 1988. 344 с.
  11. Балчюниене И., Корнев А. Анализ нарративов у детей с недоразвитием речи // Специальное образование. 2017. № 3. С. 32–43.
  12. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 445 с.
  13. Галкина Е. В., Краснощекова С. В. Освоение русских предложно-падежных конструкций детьми-херитажниками и детьми-билингвами // Русская грамматика в диалоге научных школ, направлений, методов : сборник научных статей / отв. ред. Е. С. Шереметьева, Е. А. Стародумова, А. А. Анисова. Владивосток : Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2022. С. 256–262. https://doi.org/10.24866/7444-5403-6
  14. Гиль О. Г. Речевые проявления личности в устном рассказе нарративного типа: дис. … канд. филол. наук. М., 2000. 272 с.
  15. Дементьев В. В. Жанр «разговор по душам» у детей (на материале INTEGRUM) // Проблемы онтолингвистики – 2013 : материалы Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 26–28 июня 2013 г. / отв. ред. Т. А. Круглякова. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 228–231.
  16. Дементьев В. В. Непрямая коммуникация и ее жанры. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2000. 248 с. 
  17. Дербишева З. К. Особенности билингвизма в Кыргызстане // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Теория языка. Семиотика. Семантика. 2022. Т. 13, № 1. С. 144–155. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-1-144-155
  18. Доброва Г. Р., Рингблом Н. Е. Чем херитажный (унаследованный) язык отличается от второго (неродного) // Проблемы онтолингвистики – 2017. Освоение и функционирование языка в ситуации многоязычия : материалы ежегодной международной научной конференции, Санкт-Петербург, 26–28 июня 2017 г. / под ред. Т. А. Кругляковой, М. А. Еливановой, Т. А. Ушаковой. Иваново : ЛИСТОС, 2017. С. 10–24.
  19. Карпова С. В., Рингблом Н. Особенности нарративов двуязычных детей в Швеции и на Кипре // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 141–152.
  20. Корнев А. Н., Балчюниене И., Воейкова М. Д., Иванова К. А., Ягунова Е. В. Формирование языка у детей с нормой и отставанием в развитии речи: корпусное исследование спонтанных и вызванных текстов // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2015. Т. IX, № 1. С. 605–624.
  21. Косицкая Ф. Л. Речевой жанр как единица контрастивного анализа // Вестник ТГПУ. 2006. № 4 (55). С. 101–105.
  22. Литвиненко А. О. Стратегии оформления чужой речи в устном детском нарративе // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии : тр. междунар. конф. «Диалог 2006» (Бекасово, 31 мая – 4 июня 2006 г.) / под ред. Н. И. Лауфер, А. С. Нариньяни, В. П. Селегея. М. : Изд-во РГГУ, 2006. С. 353–357.
  23. Михайлова Е. С. Жанровая специфика речи детей младшего школьного возраста // Universum: филология и искусствоведение. 2014. № 6 (8). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1398 (дата обращения: 27.10.2023).
  24. Ненонен О. Ошибки в письменной речи у студентов-билингвов // Slavica Helsinggiensia 45. Инструментарий русистики: Ошибки и многоязычие / под ред. А. Никунласси, Е. Ю. Протасовой. Helsinki : Helsinki University, 2014. С. 261–280.
  25. Сергиенко Е. А., Уланова А. Ю., Лебедева Е. И. Модель психического: Структура и динамика. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. 503 с.
  26. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М. : Знак, 2009. 592 с.
  27. Эйсмонт П. М. Стратегии порождения спонтанного нарратива и роль внешнего стимула // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9 : Филология. Востоковедение. Журналистика. 2007. Вып. 4, ч. 2. С. 191–197.
  28. Юрьева Н. М. Онтогенетические типы устного повествования на дошкольной ступени // Вопросы психолингвистики. 2012. № 2 (16). С. 40–57.
  29. Ягунова Е. В. Спонтанный нарратив у детей и у взрослых // Санкт-Петербургская школа онтолингвистики : сб. науч. ст. : к юбилею д-ра филол. наук проф. Стеллы Наумовны Цейтлин / отв. ред. Т. А. Круглякова. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 144–158.
Поступила в редакцию: 
29.10.2023
Принята к публикации: 
20.12.2023
Опубликована: 
29.11.2024