Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Темиргазина З. К., Гаранина Е. П., Матаева А. К. Прозиметрум: синкретизация жанров в казахстанской русскоязычной поэзии // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 2 (46). С. 152-160. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-2-46-152-160, EDN: KFCAEC

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 134)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1-1-3.09(574)+929
EDN: 
KFCAEC

Прозиметрум: синкретизация жанров в казахстанской русскоязычной поэзии

Авторы: 
Темиргазина Зифа Какбаевна, Павлодарский педагогический университет
Гаранина Екатерина Петровна, Павлодарский педагогический университет
Матаева Асель Камчыбековна, Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева
Аннотация: 

В казахстанской русскоязычной поэзии второй половины XX века отмечается активизация использования прозиметрума. Это обусловлено, во-первых, постмодернистскими поисками новых художественных эстетических форм; во-вторых, влиянием казахской поэзии с ее типичным силлабическим стихосложением, при котором поэзия и проза дифференцируются нечетко. Русскоязычные поэты, применяя прозиметрум, органично совмещали русские поэтические традиции с казахскими. Соединение прозы и поэзии в рамках одного поэтического произведения наблюдается в творчестве Олжаса Сулейменова, Бахытжана Канапьянова, Бахыта Каирбекова и т. д. Прозиметрум применялся как поэтический прием, как способ поиска новых выразительных форм, одновременно он способствовал синкретизации традиционных жанров, например, притчи и предсмертной песни, предания и поэтического айтыса (‘поэтического соревнования’) и т. п. В результате симбиоза появились своеобразные синкретические лироэпические и лирические жанры. Художественно-эстетический потенциал прозиметрума дал возможность казахским поэтам реализовать постмодернистские тенденции в выражении реального мира и «неустойчивой» реальности, в создании «текста в тексте», в реализации метатекстовой функции, в усложнении субъектной структуры художественного текста с помощью приема самореференции и т. д. В синкретических жанрах прозаический фрагмент чаще всего представляет собой метатекстовый комментарий автора, касающийся последующих поэтических строк. Казахские поэты в полной мере использовали «технические» возможности прозиметрума в создании своеобразного «неровного», прерывистого ритма путем чередования прозаических и поэтических фрагментов. Этот ритм стал одним из существенных признаков синкретических жанров в казахстанской русскоязычной поэзии. 

Благодарности: 
Исследование финансировано Комитетом науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан, грант ИРН АР23487222 «Транскультурная русскоязычная литература Казахстана как часть мирового литературного мейнстрима». The study was funded by the Science Committee of the Ministry of Science and Higher Education of the Republic of Kazakhstan, grant IRN AP23487222 “Transcultural Russian-language literature of Kazakhstan as part of the world literary mainstream”.
Список источников: 
  1. Aкошева M. K., Рахимжанов K. Х. С кем мы сравниваем уродливых людей? Эталоны уродства в русском языке // Slavia Centralis. 2022. Vol. 15, № 1. P. 138–154.
  2. Bartoňková D. Prosimetrum, the mixed style, in Tolkien’s work “The lord of the rings.” // Sborník prací Filozofické fakulty brněnské univerzity. Řada klasická. 2008. Vol. 57, № 13. P. 5–21.
  3. Dauvois N. De la satura à «La bergerie»: Le prosimètre pastoral en France à la Renaissance et ses modèles. Paris, Champion, 1998. 316 р.
  4. Eckhard C. D. The Medieval Prosimetrum Cenres (from Boethius to Boece) // Genre. 1983. № 16. Р. 21–38.
  5. Hatlen B. Borges and metafiction // Simply a Man of Letters: Panel discussion and Papers from the Proceedings of a Symposium on J. L. Borges held at the University of Maine at Orono. Univ. of Maine, 1982. 390 p.
  6. Ives L. On the Many Ways and Reasons to Mix Poetry and Prose: Contributing to A Long-Standing and Very Various Tradition. Literary Hub. 2 August 2016. URL: https://lithub.com/on-the-many-ways-and-reasonsto-mixpoetry-and-prose/ (дата обращения: 11.10.2024).
  7. Le prosimètre à la Renaissance. Paris : D’Ulm, 2005. 176 р.
  8. O’Donoghue H. Prosimetrum in the Íslendingasögur // The Cambridge History of Old Norse-Icelandic Literature / eds. H. O’Donoghue, E. Parker. Cambridge University Press, 2024. P. 247–263.
  9. Papst B. Tradition und Wandel einer Literaturform zwischen Spätantike und Spätmittelalter, 1–2. Köln ; Weimar : Böhlau Verlag, 1994. 1184 S.
  10. Plecháč P., Kolár R. Metre and Semantics in the Poetry of Czech Post-Symbolists Accessed via LDA Topic Modelling // Studia Metrica et Poetica. 2022. Vol. 9, № 1. P. 7–19.
  11. Prosimetrum: Crosscultural Perspectives on Narrative in Prose and Verse / eds. J. Harris, K. Reichl. Cambridge : DS Brewer, 1997. 444 p.
  12. Temirgazina Z., Rakhimzhanov K., Akosheva M., Luczyk M., Kulumzhanov N., Shaharman A., Zyuldubayeva R. Semiotics of family in Kazakh wedding toasts in the perspective of intercultural communication // Metaphor and the Social World. 2022. Vol. 12, iss. 2. P. 270–291. https://doi.org/10.1075/msw.19019.tem
  13. Temirgazina Z. K., Bakhtikireeva U. M., Sinyachkin V. P. Cognitive Mechanism of Metaphorization in Zoological Terms // American Journal of Applied Sciences. 2016. Vol. 13, № 12. P. 1385–1393. https://doi.org/10.3844/ajassp.2016.1385.1393
  14. Waugh P. Metafiction: The Theory and Practice of Self-Conscious Fiction (New Accents). Routledge, 2002. 188 р.
  15. Валгина Н. С. Теория текста. М. : Логос, 2003. 173 с. 
  16. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М. : Советский писатель, 1982. 366 с.
  17. Журбина А. В. Прозиметр // Большая советская энциклопедия 2004–2017 гг. URL: https://old.bigenc.ru/literature/text/4998757 (дата обращения: 02.09.2024).
  18. Зенкевич М. О новом стихе // Футурум АРТ. 2001. № 2–3. URL: https://reading-hall.ru/publication.php?id=8480 (дата обращения: 03.09.2024).
  19. Канапьянов Б. М. Избранное : в 2 т. Т. 2. Алматы : Издательский дом «Жибек жолы», 2011. 536 с.
  20. Кормилов С. И. Маргинальные системы русского стихосложения. М. : МГУ, 1995. 158 с.
  21. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М. : РГГУ, 2002. 685 с.
  22. Орлицкий Ю. Б. Стиховое начало в русской прозе XX в. (опыт типологии) // Славянский стих: Стиховедение, лингвистика и поэтика : материалы междунар. конф., Москва, 19–23 июня 1995 г. / под ред. М. Л. Гаспарова, Т. В. Скулачевой. М. : Наука, 1996. С. 58–64.
  23. Сегал Д. М. Литература как вторичная моделирующая система // Slaviса Hierosolymitana. 1979. № 4. Р. 1–35.
  24. Сулейменов О. О. Определение берега. Алма-Ата : Жазушы, 1976. 455 с.
  25. Темиргазина З. К. Поэтема как инструмент анализа лирического текста в концепции Л. А. Новикова языка как искусства слова // Вестник РУДН. Серия : Теория языка. Семиотика. Семантика. 2022. T. 13, № 2. С. 249–261. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-132-249-261
  26. Чжу Б. Жанровый синтез в лирической прозе и стихотворениях в прозе Н. М. Карамзина // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 3 (43). С. 256–265. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-3-43-256-265, EDN: PAUGRO
  27. Қайырбеков Ғ. Өлендер (Стихи). URL: https://www.zharar.com/ (дата обращения: 03.10.2024).
Поступила в редакцию: 
27.06.2024
Принята к публикации: 
15.08.2024
Опубликована: 
30.05.2025