Для цитирования:
Темиргазина З. К., Гаранина Е. П., Матаева А. К. Прозиметрум: синкретизация жанров в казахстанской русскоязычной поэзии // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 2 (46). С. 152-160. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-2-46-152-160, EDN: KFCAEC
Прозиметрум: синкретизация жанров в казахстанской русскоязычной поэзии
В казахстанской русскоязычной поэзии второй половины XX века отмечается активизация использования прозиметрума. Это обусловлено, во-первых, постмодернистскими поисками новых художественных эстетических форм; во-вторых, влиянием казахской поэзии с ее типичным силлабическим стихосложением, при котором поэзия и проза дифференцируются нечетко. Русскоязычные поэты, применяя прозиметрум, органично совмещали русские поэтические традиции с казахскими. Соединение прозы и поэзии в рамках одного поэтического произведения наблюдается в творчестве Олжаса Сулейменова, Бахытжана Канапьянова, Бахыта Каирбекова и т. д. Прозиметрум применялся как поэтический прием, как способ поиска новых выразительных форм, одновременно он способствовал синкретизации традиционных жанров, например, притчи и предсмертной песни, предания и поэтического айтыса (‘поэтического соревнования’) и т. п. В результате симбиоза появились своеобразные синкретические лироэпические и лирические жанры. Художественно-эстетический потенциал прозиметрума дал возможность казахским поэтам реализовать постмодернистские тенденции в выражении реального мира и «неустойчивой» реальности, в создании «текста в тексте», в реализации метатекстовой функции, в усложнении субъектной структуры художественного текста с помощью приема самореференции и т. д. В синкретических жанрах прозаический фрагмент чаще всего представляет собой метатекстовый комментарий автора, касающийся последующих поэтических строк. Казахские поэты в полной мере использовали «технические» возможности прозиметрума в создании своеобразного «неровного», прерывистого ритма путем чередования прозаических и поэтических фрагментов. Этот ритм стал одним из существенных признаков синкретических жанров в казахстанской русскоязычной поэзии.
- Aкошева M. K., Рахимжанов K. Х. С кем мы сравниваем уродливых людей? Эталоны уродства в русском языке // Slavia Centralis. 2022. Vol. 15, № 1. P. 138–154.
- Bartoňková D. Prosimetrum, the mixed style, in Tolkien’s work “The lord of the rings.” // Sborník prací Filozofické fakulty brněnské univerzity. Řada klasická. 2008. Vol. 57, № 13. P. 5–21.
- Dauvois N. De la satura à «La bergerie»: Le prosimètre pastoral en France à la Renaissance et ses modèles. Paris, Champion, 1998. 316 р.
- Eckhard C. D. The Medieval Prosimetrum Cenres (from Boethius to Boece) // Genre. 1983. № 16. Р. 21–38.
- Hatlen B. Borges and metafiction // Simply a Man of Letters: Panel discussion and Papers from the Proceedings of a Symposium on J. L. Borges held at the University of Maine at Orono. Univ. of Maine, 1982. 390 p.
- Ives L. On the Many Ways and Reasons to Mix Poetry and Prose: Contributing to A Long-Standing and Very Various Tradition. Literary Hub. 2 August 2016. URL: https://lithub.com/on-the-many-ways-and-reasonsto-mixpoetry-and-prose/ (дата обращения: 11.10.2024).
- Le prosimètre à la Renaissance. Paris : D’Ulm, 2005. 176 р.
- O’Donoghue H. Prosimetrum in the Íslendingasögur // The Cambridge History of Old Norse-Icelandic Literature / eds. H. O’Donoghue, E. Parker. Cambridge University Press, 2024. P. 247–263.
- Papst B. Tradition und Wandel einer Literaturform zwischen Spätantike und Spätmittelalter, 1–2. Köln ; Weimar : Böhlau Verlag, 1994. 1184 S.
- Plecháč P., Kolár R. Metre and Semantics in the Poetry of Czech Post-Symbolists Accessed via LDA Topic Modelling // Studia Metrica et Poetica. 2022. Vol. 9, № 1. P. 7–19.
- Prosimetrum: Crosscultural Perspectives on Narrative in Prose and Verse / eds. J. Harris, K. Reichl. Cambridge : DS Brewer, 1997. 444 p.
- Temirgazina Z., Rakhimzhanov K., Akosheva M., Luczyk M., Kulumzhanov N., Shaharman A., Zyuldubayeva R. Semiotics of family in Kazakh wedding toasts in the perspective of intercultural communication // Metaphor and the Social World. 2022. Vol. 12, iss. 2. P. 270–291. https://doi.org/10.1075/msw.19019.tem
- Temirgazina Z. K., Bakhtikireeva U. M., Sinyachkin V. P. Cognitive Mechanism of Metaphorization in Zoological Terms // American Journal of Applied Sciences. 2016. Vol. 13, № 12. P. 1385–1393. https://doi.org/10.3844/ajassp.2016.1385.1393
- Waugh P. Metafiction: The Theory and Practice of Self-Conscious Fiction (New Accents). Routledge, 2002. 188 р.
- Валгина Н. С. Теория текста. М. : Логос, 2003. 173 с.
- Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М. : Советский писатель, 1982. 366 с.
- Журбина А. В. Прозиметр // Большая советская энциклопедия 2004–2017 гг. URL: https://old.bigenc.ru/literature/text/4998757 (дата обращения: 02.09.2024).
- Зенкевич М. О новом стихе // Футурум АРТ. 2001. № 2–3. URL: https://reading-hall.ru/publication.php?id=8480 (дата обращения: 03.09.2024).
- Канапьянов Б. М. Избранное : в 2 т. Т. 2. Алматы : Издательский дом «Жибек жолы», 2011. 536 с.
- Кормилов С. И. Маргинальные системы русского стихосложения. М. : МГУ, 1995. 158 с.
- Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М. : РГГУ, 2002. 685 с.
- Орлицкий Ю. Б. Стиховое начало в русской прозе XX в. (опыт типологии) // Славянский стих: Стиховедение, лингвистика и поэтика : материалы междунар. конф., Москва, 19–23 июня 1995 г. / под ред. М. Л. Гаспарова, Т. В. Скулачевой. М. : Наука, 1996. С. 58–64.
- Сегал Д. М. Литература как вторичная моделирующая система // Slaviса Hierosolymitana. 1979. № 4. Р. 1–35.
- Сулейменов О. О. Определение берега. Алма-Ата : Жазушы, 1976. 455 с.
- Темиргазина З. К. Поэтема как инструмент анализа лирического текста в концепции Л. А. Новикова языка как искусства слова // Вестник РУДН. Серия : Теория языка. Семиотика. Семантика. 2022. T. 13, № 2. С. 249–261. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-132-249-261
- Чжу Б. Жанровый синтез в лирической прозе и стихотворениях в прозе Н. М. Карамзина // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 3 (43). С. 256–265. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-3-43-256-265, EDN: PAUGRO
- Қайырбеков Ғ. Өлендер (Стихи). URL: https://www.zharar.com/ (дата обращения: 03.10.2024).