Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Базылев В. Н. От хулилок к трэш-току: эволюция жанра // Жанры речи. 2021. № 4 (32). С. 259-266. DOI: 10.18500/2311-0740-2021-4-32-259-266

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 584)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
81’23’38
EDN: 
LXXXFZ

От хулилок к трэш-току: эволюция жанра

Авторы: 
Базылев Владимир Николаевич, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Аннотация: 

Статья посвящена речевому жанру «трэш-ток». Термин, пришедший в современный русский язык из английского, обозначает речевую практику, при которой в адрес соперника формулируются высказывания оскорбительного характера, призванные вывести оппонента из психологического равновесия. Может считаться одной из форм хвастовства или оскорбления в конкурентных ситуациях. Исследование находится в контексте работ, отечественных и зарубежных, посвященных инвективной практике в русской лингвокультуре, которые не только представляют собой константу, но также эволюционируют. Учитываются при этом такие тенденции, как национально-специфическое vs. универсальное, лингвистическое vs. экстралингвистическое, развитие новых явлений на национальной почве vs. заимствования. Постулируется, что трэш-ток, если использовать этот термин в узком значении, является автохтонным для русской лингвокультуры. Методика исследования заключалась в сравнении описания речевой практики с эталоном. Были сформулировали эталоны «обвинение», «унижение» и «гиперидентичность», компонентами описания которых выступили лингвистические и психологические признаки, что ориентирует исследование на парадигму психолингвистики. Это оправдано тем, что трэш-ток балансирует на грани языка и психики. В итоге процедуры сравнения мы можем прийти к заключению о соответствии или несоответствии между этими описаниями. Материалом для нашего исследования стали открытые интернет-источники, содержащие в формате текста или видео примеры трэш-тока как элемента речевого поведения персонажей. В результате исследования удалось описать и систематизировать речевые цели – убеждение и демонстрацию, использование образных, стилистически маркированных, экспрессивно окрашенных средств, психологические манипулятивные средства побуждения и угрозы. В заключении статьи намечены перспективы исследования, связанные с такими жанрами, как flaming, flyting, sledging, wolfwhistling, cat-calling, street-harassment и под.

Список источников: 
  1. Gauger H.-M. Das Feuchte und das Schmutzige : Kleine Linguistik der vulgären Sprache. München : Beck, 2012. 283 S.
  2. Kniffin M., Palacio D. Trash-Talking and Trolling // Human Nature. 2018. № 29, iss. 3, pp. 353–369.
  3. Дементьев В. В. Брань и межличностные отношения // Злая лая матерная… : сб. статей. М. : Ладомир, 2005. С. 35–54.
  4. Дементьев В. В. Что дало жанроведение современной лингвистике? // Жанры речи. 2020. № 3 (27). С. 172–194. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-327-172-194
  5. Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М. : Ладомир, 1997. 330 с.
  6. Жирмунский В. М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. М. : Л. : Изд-во АН СССР, 1958. 149 с.
  7. История художественной самодеятельности в русской армии / под ред. Д. В. Хробсотова. М. : ЦДРА, 2020. 37 с.
  8. Казаков Г. М., Петров Н. В. Сюжетные функции перебранок в эпической поэзии (саги и былины) // Вестник РГГУ. Сер. История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2011. № 9 (71). С. 84–107.
  9. Колпакова Н. П. Опыт классификации традиционной крестьянской бытовой песни // Русский фольклор : материалы и исследования. Т. 5 / отв. ред. В. Е. Гусев. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1960. С. 167– 182.
  10. Кошкарова Н. Н. Публичное извинение : вчера, сегодня, завтра // Жанры речи. 2020. № 3 (27). С. 214–220. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-3-27-214-220
  11. Курская В. А. Песня Васи Обломова «Начальник» в русле традиции песни-поношения //Русская рокпоэзия : Текст и контекст : сб. статей. Екатеринбург : УрГПУ, 2016. С. 249–252.
  12. Лассан Э. Р. Рэп-баттлы как специфический жанр современной культуры // Жанры речи. 2018. № 4 (20). С. 313–320. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2018-420-313-320
  13. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство, 2001. 703 с.
  14. Матюшина И. Г. Перебранка в древнегерманской словесности. М. : РГГУ, 2011. 304 с.
  15. Мокиенко В. М. Русская бранная лексика : цензурное и нецензурное // Русистика. 1994. № 1. С. 50–73.
  16. Мясоедов Б. А. О хамстве и стервозности в русской жизни. М. : Русская энциклопедия, 1998. 240 с.
  17. Русский эротический фольклор / сост. А. Л. Топоркова. М. : Ладомир, 1995. 653 с.
  18. Соколова Л. В. Зачин в «Слове о полку Игореве» // Исследования «Слова о полку Игореве» / отв. ред. Д. С. Лихачев. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. С. 65–74. 2
  19. Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. М. : Высшая школа, 1979. 192 с.
Поступила в редакцию: 
11.01.2021
Принята к публикации: 
23.03.2021
Опубликована: 
30.11.2021