Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


психолингвистика

От хулилок к трэш-току: эволюция жанра

Статья посвящена речевому жанру «трэш-ток». Термин, пришедший в современный русский язык из английского, обозначает речевую практику, при которой в адрес соперника формулируются высказывания оскорбительного характера, призванные вывести оппонента из психологического равновесия. Может считаться одной из форм хвастовства или оскорбления в конкурентных ситуациях. Исследование находится в контексте работ, отечественных и зарубежных, посвященных инвективной практике в русской лингвокультуре, которые не только представляют собой константу, но также эволюционируют.

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ? (К вопросу о современной научной парадигме в области гуманитарного знания)

В данной статье рассматривается современная научная парадигма, сложившаяся в России на рубеже XX–XXI веков. Отмечаются ее основные характеристики: интегративность (интегральность) и холистичность, – обусловленные рядом внешних и внутренних причин. Высказывается предположение о новом этапе в развитии научной мысли – этапе неопостпозитивизма, который соотносится с постнеклассикой в рамках философии науки, а также некоторые его постулаты.

ВЕРБАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА ПРИ КОМПЛЕКСНОМ ИССЛЕДОВАНИИ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ

В статье рассматривается проблема выявления феномена речевого жанра в сознании носителя языка. Обсуждается комплексный подход к исследованию речевых жанров, предполагающий обращение к разнородным источникам материала,в том числе к данным ассоциативных словарей.

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ОТКАЗ В КЛЮЧЕ ОТКРОВЕННОСТИ

Русская откровенность неоднократно становилась предметом лингвокультурного описания в трудах Е. М. Верещагина, В. В. Дементьева и др. В диссертации М. М. Наумовой собрана обширная литература вопроса. В данной статье предлагается взгляд на откровенность как одну из констант русской лингвокультуры сквозь призму речевого жанра отказа. Названный жанр - крупный коммуникативный феномен, в котором можно выявить более конкретные речевые явления.