Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Стексова Т. И., Крылов Ю. В. НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО ЖАНРА: К ПРОБЛЕМЕ ВАРИАТИВНОСТИ ЖАНРА (НА МАТЕРИАЛЕ ЛОЗУНГА И СЛОГАНА) // Жанры речи. 2018. № 3 (19). С. 179-188. DOI: 10.18500/2311-0740-2018-3-19-179-188

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 530)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
81’27:811.161.1
EDN: 
XZCKIX

НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО ЖАНРА: К ПРОБЛЕМЕ ВАРИАТИВНОСТИ ЖАНРА (НА МАТЕРИАЛЕ ЛОЗУНГА И СЛОГАНА)

Авторы: 
Стексова Татьяна Ивановна, Новосибирский государственный педагогический университет
Крылов Юрий Владимирович, Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье рассматривается спорная проблема вариативности речевого жанра. Кратко освещаются разные подходы к пониманию варианта в лингвистической литературе. На примере сопоставления хорошо изученных жанров лозунга в политическом дискурсе и слогана в рекламном дискурсе предлагается понимание их как вариантов одного жанра. Точка зрения авторов обосновывается совпадением коммуникативной цели (иллокутивной функции) и незначительной модификацией других жанрообразующих признаков.

Список источников: 
  1. Белоусова Н. П. Основные характеристики слогана как субжанра современного российского рекламного дискурса : дис. … канд. филол. наук. Самара, 2006. 178 с.
  2. Вальтер Х., Мокиенко В. М. Структура лозунга и его дефиниции // На крыльях слова : материалы междунар. заоч. науч. конф., посвящ. юбилею д-ра филол. наук,проф. С. Г. Шулежковой. Магнитогорск : Магнитогор.дом печати, 2015. С. 289-300.
  3. Кантурова М. А. Деривационные процессы в системе речевых жанров (на примере речевого жанра кулинарного рецепта) : дис. …канд. филол. наук. Новосибирск, 2012. 169 с.
  4. Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. М. : Эксмо, 2005. 366 с.
  5. Лингвистический энциклопедический словарь.М. : Сов. энцикл., 1990. 682 c.
  6. Мокиенко В. М. Лозунг и реклама в публицистическом дискурсе (общее и различное) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 3. С. 167-173.
  7. Орлова Н. В. Жанры разговорной речи и их «стилистическая обработка» : К вопросу о соотношении стиля и жанра // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 1. Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 51-56.
  8. Портреты речевых жанров : разные дискурсивные практики / под ред. Т. А. Демешкиной. Томск : Изд-воТом. ун-та, 2016. 278 с.
  9. Проблемы функциональной грамматики : семантическая инвариантность / вариативность. СПб. : Наука, 2003. 400 с.
  10. Рекламный текст : семиотика и лингвистика / под ред. Ю. К. Пироговой, П. Б. Паршина. М. : Междунар. ин-т рекламы, Изд. дом Гребенникова, 2000. 270 с.
  11. Розенталь Д. Э. Язык рекламных текстов. М. : Высш. шк., 1981. 127 с.
  12. Романенко Я. Н. Рекламный текст как объект лингвистического исследования : автореф. дис. … канд.филол. наук. М., 2007. 23 с.
  13. Руссинова Т. В. К проблеме варьирования жанров(на материале текстов директивного жанра) // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 4. Жанр и концепт. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 2005. С. 399-407.
  14. Салимовский В. А., Яруллин Д. В. О тождестве речевого жанра // Жанры речи. 2017. № 2(16). С. 151-159.
  15. Сложноподчиненное предложение в лексикографическом аспекте / под ред. С. Г. Ильенко. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 346 с.
  16. Стексова Т. И. Декларативность в политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2016. № 5 (59). С. 56-62.
  17. Стексова Т. И. Комментарий как речевой жанр и его вариативность // Жанры речи. 2014. № 1-2 (9-10). С. 81-88.
  18. Стексова Т. И. Функционально-стилевые варианты речевого жанра просьбы // Проблемы интерпретационной лингвистики : интерпретаторы и типы интерпретации : межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2004. С. 89-99.
  19. Стексова Т. И., Лаврентьева Е. В. Особенности жанра обвинения в политическом дискурсе // Жанры ре-чи. 2018. № 2 (18). С. 104-111.
  20. Тортунова И. А. Жанрово-стилистический портрет современного политического лозунга // Науч. диалог.2015. № 9 (45). С. 100-111.
  21. Тортунова И. А. Жанровые и художественные признаки лозунгов и слоганов // INTER-CULTUR@L-NET : междунар. науч.-практ. журн. 2006. Вып. 5. URL:http: // www.my-luni.ru/journal/clauses/100/ (дата обращения: 20.06.2017)
  22. Тортунова И. А. Лозунг как ораторский жанр // Учен. зап. Рос. гос. соц. ун-та. 2012. № 10 (110). С. 159-161.
  23. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама : принципы и практика : пер. с англ. СПб. : Питер, 1999. 738 с.
  24. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. М. : Флинта ; Наука, 2008. 254 с.
  25. Шатин Ю. В. Построение рекламного текста. М. : Бератор Пресс, 2003. 120 с.
  26. Шидо К. В. Рекламный слоган как особый жанр английских рекламных текстов : дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2002. 242 с.
  27. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 1. Саратов : ГосУНЦ «Колледж»,1997. С. 88-98.
  28. Якобсон Р. Избранные работы. М. : Прогресс, 1985. 460 c.
Поступила в редакцию: 
17.12.2017
Принята к публикации: 
14.02.2018
Опубликована: 
30.08.2018