Для цитирования:
Прозоров В. В. Немая сцена в свете теории речевых жанров // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 1 (45). С. 69-77. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-1-45-69-77, EDN: VDNAXV
Немая сцена в свете теории речевых жанров
В статье предпринят анализ коммуникативных готовностей универсального феномена немой сцены под углом зрения теории речевых жанров. Немая сцена понимается как распространенное речежанровое событие, в процессе которого возникает безмолвно реализуемый психологический эффект восприятия озадачивающей неожиданности. Нами рассматриваются структурно-функциональные признаки немой сцены, ее семантические горизонты и формы проявления в живой речи и в художественных произведениях. Установлено, что структурные составляющие композиции немой сцены включают в себя, во-первых, привычно общающихся адресатов будущей новости, во-вторых, само внезапное коммуникативное событие, в-третьих, эмоционально окрашенную реакцию заметного удивления со стороны участников события, в-четвертых, спонтанно порождаемую обстоятельствами речевую паузу как встречный когнитивный отклик на отклонение от изведанного и привычного; в-пятых, едва намечаемый самой внутренней энергией паузы выход из напряженного состояния. В отмеченной пятиактной цепочке речежанровых признаков немой сцены доминантную роль в маркировке данного явления играет фактор порождаемого ситуацией невольного содержательного молчания. Красноречивое молчание вызвано состоянием аффекта как непроизвольной реакции на случившееся. Немая сцена – разновидность коммуникативного поведения, способная проявлять себя в пределах разных жанров межличностного дискурса: в информативной сфере бытия, в фатическом общении, в сосредоточенно монологическом мышлении. Немая сцена является испытанной коммуникативной формой обнаружения до времени скрытой вести, вызывающей широкий диапазон ответных реакций – от страха и ужаса до радости и ликования.
- Балашова Л. В. Жанры «внелитературной речевой культуры» в зеркале метафоры // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ИЦ «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 21–44.
- Бочкарев А. Е. Об удивлении как лингвоспецифичном концепте русского языка // Вестник НГУ. Серия : История, философия. 2018. Т. 16, № 2. С. 90– 100.
- Гольдин В. Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 23–34.
- Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с. (Коммуникативные стратегии культуры).
- Карасик В. И. Языковые ключи. Волгоград : Парадигма, 2007. 520 с.
- Копылова Т. Р. Молчание в современной лингвистике: подходы к анализу // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2014. Вып. 2. С. 36–39.
- Кузёмина Е. Ф. Молчание как выразительность говорения // Кубанский государственный технологический вестник. Теория и практика общественного развития. 2008. Вып. 1. С. 154–157.
- Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Изд. 2-е, доп. М. : Худож. лит., 1988. 412 c.
- Меликян С. В. Речевой акт молчания в структуре общения : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2000. 24 с.
- Мухаметов Д. Б. Молчание как компонент русской культуры // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского : Филология. 2012. № 5, ч. 3, С. 77–82.
- Носова О. Е. Молчание: стратегия и тактика // Вестн. Башкир. ун-та. 2009. Т. 14, № 1. С. 105–109.
- Почепцов Г. Г. Молчание как речевой акт // Сборник научных трудов Московского ордена Дружбы народов государственного педагогического института иностранных языков имени Мориса Тореза. Вып. 252. М. : МГПИИЯ, 1985. С. 43–52.
- Прозоров В. В. О типологии речевых жанров в свете теории литературных родов // Жанры речи. 2017. № 2 (16). С. 142–150. https://doi.org/10.18500/23110740-2017-2-16-142-150
- Радионова Е. С. Семантика и прагматика молчания // Язык. Человек. Картина мира : материалы всероссийской научной конференции. Ч. 1. Омск : Изд-во ОмГУ, 2000. С. 179–182.
- Седов К. Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация / под ред. К. Ф. Седова. М. : Лабиринт, 2007. С. 7–38.