• English
  • Русский

Мирилка как жанр детского фольклора

Статья посвящена мало изученному в лингвистике и фольклоре жанру мирилки как форме детского словесного творчества. Актуальность изучения речевого жанра мирилки связана с широким употреблением текстов данного жанра среди дошкольников, а также обусловлена возможностями использования мирилки в педагогических целях для формирования умения справляться с конфликтами и умения конструктивно взаимодействовать со сверстниками в игровой среде. Цель статьи – изучение мирилки как жанра фольклора и как речевого жанра с присущими ему особенностями. За мирилками в фольклоре закрепилось четкое название, позволяющее отделять мирилки от других малых форм детского фольклора. В мирилках наблюдается сложное переплетение детского и взрослого творчества. В мирилках преломляются правовые, психологические, игровые и ритуальные формы взаимоотношения людей, направленные на восстановление согласия и преодоления барьеров коммуникации. В анализе жанрообразующих признаков мирилки автор опирается на модель речевого жанра Т. В. Шмелевой, изучая коммуникативную цель, образ автора и образ адресата, образ прошлого и образ будущего, интерпретируя диктумное (событийное) содержание и разбирая особенности языкового воплощения жанра.

Литература
  1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество : учеб. для вузов. М. : Высш. шк., 2004. 735 с.
  2. Архипова Н. Г., Павлова А. Современный детский фольклор : особенности бытования // Слово : фольклорно-диалектологический альманах. 2005. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyydetskiy-folklor-osobennosti-... (дата обращения: 18.10.2018).
  3. Бурдина Г. Ю. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 2. Март-апрель. URL: https://naukovedenie.ru/ PDF/70PVN214.pdf (дата обращения: 19.10.2018).
  4. Бутовская М. Л. Агрессия, дружба и примирение детей младшего школьного возраста. URL: http//ethology. ru/library/?id=265 (дата обращения: 17.10.2018).
  5. Дехган Х. М. Речевой жанр просьбы в кругу императивных жанров // Преподаватель XXI век. 2013. № 4–2. С. 357–368.
  6. Ермолина А. Е. Вхождение в мир музыки (к проблеме начальных этапов музыкального образования) // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 51. С. 210–214.
  7. Минситова М. В. Традиции и новации в отечественной культуре детства // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 3(20). С. 76–80.
  8. Сидоренко А. В. Детская клятва в советскую эпоху : речежанровые характеристики // Жанры речи. 2016. № 2(14). С. 72–78.
  9. Сидоренко А. В. Заклинание как речевой и фольклорный жанр в детской речи // Славянский альманах. 2018. № 1–2. С. 261–277.
  10. Чередникова М. П. «Голос детства из дальней дали…» : игра, магия, миф в детской культуре). М. : Лабиринт, 2002. 224 с.
  11. Чередникова М. П. Детский фольклор // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/ literature/text/1950198 (дата обращения: 18.10.2018).
  12. Черная А. В. Феноменология традиций игровой культуры : опыт историко-генетического исследования // Развитие личности. 2011. № 2. С. 82–105.
  13. Шемякина А. В. Деритуализация перформативных высказываний // Альманах современной науки и образования. 2009. № 2–1. С. 173–175.
  14. Шипова Г. А. Онтолингвистические закономерности развития жанров детского фольклора // Научные исследования в образовании. 2008. № 6. С. 62–66.
  15. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. 1997. № 1. С. 88–99.
Текст в формате PDF:
(downloads: 56)