Для цитирования:
Киндеркнехт А. С. Мирилка как жанр детского фольклора // Жанры речи. 2019. № 4 (24). С. 314-319. DOI: 10.18500/2311-0740-2019-4-24-314-319
Мирилка как жанр детского фольклора
Статья посвящена мало изученному в лингвистике и фольклоре жанру мирилки как форме детского словесного творчества. Актуальность изучения речевого жанра мирилки связана с широким употреблением текстов данного жанра среди дошкольников, а также обусловлена возможностями использования мирилки в педагогических целях для формирования умения справляться с конфликтами и умения конструктивно взаимодействовать со сверстниками в игровой среде. Цель статьи – изучение мирилки как жанра фольклора и как речевого жанра с присущими ему особенностями. За мирилками в фольклоре закрепилось четкое название, позволяющее отделять мирилки от других малых форм детского фольклора. В мирилках наблюдается сложное переплетение детского и взрослого творчества. В мирилках преломляются правовые, психологические, игровые и ритуальные формы взаимоотношения людей, направленные на восстановление согласия и преодоления барьеров коммуникации. В анализе жанрообразующих признаков мирилки автор опирается на модель речевого жанра Т. В. Шмелевой, изучая коммуникативную цель, образ автора и образ адресата, образ прошлого и образ будущего, интерпретируя диктумное (событийное) содержание и разбирая особенности языкового воплощения жанра.
- Аникин В. П. Русское устное народное творчество : учеб. для вузов. М. : Высш. шк., 2004. 735 с.
- Архипова Н. Г., Павлова А. Современный детский фольклор : особенности бытования // Слово : фольклорно-диалектологический альманах. 2005. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyydetskiy-folklor-osobennosti-... (дата обращения: 18.10.2018).
- Бурдина Г. Ю. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 2. Март-апрель. URL: https://naukovedenie.ru/ PDF/70PVN214.pdf (дата обращения: 19.10.2018).
- Бутовская М. Л. Агрессия, дружба и примирение детей младшего школьного возраста. URL: http//ethology. ru/library/?id=265 (дата обращения: 17.10.2018).
- Дехган Х. М. Речевой жанр просьбы в кругу императивных жанров // Преподаватель XXI век. 2013. № 4–2. С. 357–368.
- Ермолина А. Е. Вхождение в мир музыки (к проблеме начальных этапов музыкального образования) // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 51. С. 210–214.
- Минситова М. В. Традиции и новации в отечественной культуре детства // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 3(20). С. 76–80.
- Сидоренко А. В. Детская клятва в советскую эпоху : речежанровые характеристики // Жанры речи. 2016. № 2(14). С. 72–78.
- Сидоренко А. В. Заклинание как речевой и фольклорный жанр в детской речи // Славянский альманах. 2018. № 1–2. С. 261–277.
- Чередникова М. П. «Голос детства из дальней дали…» : игра, магия, миф в детской культуре). М. : Лабиринт, 2002. 224 с.
- Чередникова М. П. Детский фольклор // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/ literature/text/1950198 (дата обращения: 18.10.2018).
- Черная А. В. Феноменология традиций игровой культуры : опыт историко-генетического исследования // Развитие личности. 2011. № 2. С. 82–105.
- Шемякина А. В. Деритуализация перформативных высказываний // Альманах современной науки и образования. 2009. № 2–1. С. 173–175.
- Шипова Г. А. Онтолингвистические закономерности развития жанров детского фольклора // Научные исследования в образовании. 2008. № 6. С. 62–66.
- Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. 1997. № 1. С. 88–99.