Для цитирования:
Балашова Л. В., Кириллова К. И. Концептуальный образ страны-оппонента в жанре аналитической статьи в российских и американских общественно-политических массмедиа (на материале деструктивных метафор) // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 4 (44). С. 357-367. DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-4-44-357-367, EDN: WNTLRT
Концептуальный образ страны-оппонента в жанре аналитической статьи в российских и американских общественно-политических массмедиа (на материале деструктивных метафор)
В работе дается комплексный (семантический, когнитивный, прагматический, функциональный, дискурсивный) анализ использования деструктивной бытийно-динамической модели метафоризации в жанре аналитических статей текстовых общественно-политических СМИ 2022–2024 гг. при характеристике страны-оппонента: в 9 российских изданиях – США, в 9 американских – РФ. Материал исследования – 52 единицы в 102 контекстах, извлеченных из 45 российских статей; 45 единиц в 88 контекстах, извлеченных из 49 американских статьей. Актуальность темы связана с дискуссионностью таких ключевых проблем, как: типология современных текстовых жанров массмедиа, содержательно-функциональные и языковые особенности аналитических статей, в частности, специфика употребления в них концептуальных метафор. Цель исследования – выявить общее и различное в использовании деструктивной модели метафоризации в жанре аналитических статей российских и американских массмедиа при формировании концептуального представления о государстве – политическом оппоненте (США и РФ). При анализе использовались современные когнитивно-семантические и когнитивно-дискурсивные методики анализа текстового материала. В результате исследования было установлено, что в российских и американских аналитических статьях регулярно употребляется единая деструктивная модель метафоризации с семантически однотипными источниками формирования переносов. Но конкретные ситуации, отраженные в метафорических контекстах, а также синтаксическая, семантическая и лексическая сочетаемость русских и английских метафорических единиц позволяют создать индивидуальный концептуальный образ страны-оппонента (США и России), соответствующий общественно-политической / идеологической картине мира субъекта речи. Тем самым можно утверждать, что именно когнитивная функция концептуальных метафор становится ведущей в исследуемом жанре.
- Rulyova N., Westley H. Changing News Genres as a Result of Global Technological Developments // Digital Journalism. 2017. Vol. 5, № 8. P. 986–1005. https://doi. org/10.1080/21670811.2017.1351882.
- Абанина И. Л. Специфика интертекстуальных связей в аналитическом жанре газеты (на материале аналитических статей англо-американских газет) : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2009. 21 с.
- Балашова Л. В. «Дипломатичное» и «недипломатичное» в жанрах дипломатического дискурса: на материале метафор в текстах пресс-конференции и интервью Министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова, посвященных военной спецоперации на Украине // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 4 (36). С. 272–284. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-174-36-272-284
- Балашова Л. В., Дементьев В. В. Русские речевые жанры. М. : Изд. дом ЯСК, 2022. 831 с.
- Балашова Л. В. Жанр обращения Президента России к ее гражданам в период первой волны пандемии КОВИД-19 в зеркале концептуальной метафоры // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 2 (34). С. 115–132. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-2-34-115-132
- Балашова Л. В. Политический 2012 год в зеркале концептуальной метафоры // Политическая лингвистика. 2013. № 2 (44). С. 11–23.
- Балашова Л. В. Эмотивная метафорика в жанрах дипломатического дискурса: динамический аспект (на материале текстов пресс-конференций и интервью министра иностранных дел С. В. Лаврова 2023 года) // Жанры речи. 2023. Т. 18, № 4 (40). С. 337–348. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2023-18-4-40-337-348
- Баранов А. Н. Речевое воздействие и аргументация // Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. М. : Изд-во Междунар. ин-та рекламы, 2000. С. 187–204.
- Видерас С. Ф. Метафора и сравнение как средства речевого воздействия (на материале аналитических статей о победе Дональда Трампа на выборах США) // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Серия : Лингвистика. 2019. № 3. С. 6–12. https://doi.org/10.18384/2310-712X2019-3-6-12
- Гришаева Л. И. Как в медиадискурсе информирование становится манипулированием // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. 2015. № 6 (717). С. 179–191.
- Дегальцева А. В., Сиротинина О. Б. Изменения в информационных и аналитических жанрах современных СМИ // Жанры речи. 2023. Т. 18, № 2 (38). С. 155–165. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2023-182-38-155-165
- Довгаль Е. В. Аналитическая статья как разновидность медийного дискурса // Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах. Вып. 9. Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2011. С. 357–361.
- Жантурина Б. Н., Знак Б. Н., Новикова З. А. Синкретизм смыслов в цветовой политической метафоре красные линии – red lines // Политическая лингвистика. 2022. № 5 (95). С. 192–198. https://doi.org/ 10.26170/1999-2629_2022_05_20
- Калягин Б. А. Характерные черты современной прессы США // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2012. № 3. С. 116–132.
- Кардумян М. С., Павленко В. Г., Щеглова О. Г. Оценка явлений и событий действительности: аналитические доминанты (на примере англоязычных аналитических статей) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки. Филология. 2022. Июль. № 7–2. С. 78–81. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2022.07-2.10
- Кириллова К. И. Аналитический обзор о США в современных российских массмедиа: особенности жанровой структуры (на материале пространственных метафор) // Жанры речи. 2024. Т. 19, № 3 (43). С. 266–276. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-3-43-266-276
- Кириллова К. И. Роль деструктивной метафоры в формировании современной политической картины мира (на материале идеологемы США в российских газетных массмедиа) // Русский язык и ценностные ориентиры современного мира: сборник материалов международной научно-практической конференции (ПГНИУ, 2–3 февраля 2024 г.) / под общ. ред. Н. В. Данилевской. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2024. С. 271–280.
- Кобозева И. М. Семантические проблемы анализа политической метафоры // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2001. № 6. С. 132–149.
- Краева Т. П. Лингвостилистические особенности англоязычного информационно-аналитического медиатекста // Dictum – Factum: от исследований к стратегическим решениям. Белгород : ПОЛИТЕРРА, 2022. № 7–8. С. 101–108.
- Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. М. : Аспект Пресс, 2011. 320 с.
- Манаенко С. А. Комментарий в аналитическом публицистическом тексте: роль дискурсивных слов // Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах. Вып. 4. Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2006. С. 211–217.
- Никонова Е. А. Жанр «аналитическая статья» (на примере текстов англоязычной качественной прессы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, № 2. C. 43–47. https://doi.orq/10.30853/filnauki.2019.2.9
- Фролова И. В. О выражении субъективности в аналитических статьях качественной британской и российской прессы // Политическая лингвистика. 2015. № 1 (51). С. 138–143.
- Чудинов А. П. Очерки по современной политической метафорологии. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 176 с.
- Шарков Ф. И. Интернет и масс-медиа: локальный дискурс в сетевых массовых коммуникациях // Коммуникология. 2014. Т. 8, № 6. С. 15–28.