Для цитирования:
Халиков М. М. Когнитивно-операциональный и речежанровый универсализм оксюморона // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 3 (43). С. 237-246. DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-3-43-237-246, EDN: JDTWPN
Когнитивно-операциональный и речежанровый универсализм оксюморона
Предпринята попытка экспликации стилистической фигуры оксюморона как явления, представляющего собой репрезентацию в сфере языка специфического свойства человеческого сознания и структурируемой им картины мира – презумпции единосущностной природы противоположностей и возможности, на этой основе, их дискурсивной актуализации в формулах семантического синтеза. Показано, что контактное расположение кореферентных антонимов в единой синтагматической конструкции недостаточно для образования оксюморона (черно-белое кино). Эта фигура речи возникает как результат присутствия субъекта речи и его оценочно-характеризующей интенции в семантическом пространстве текста (грустно-веселые глаза). Оценка индивидуализирует модус рецепции и формирующуюся при этом картину мира. Таким образом, оксюморон выступает как способ организации когнитивной модели внеязыковой действительности, как индивидуальный опыт восприятия и семантизации предметов и явлений. На репрезентативном коммуникативно-речевом материале демонстрируется универсальный характер применения и актуализации оксюморона во всем спектре основных социально-релевантных типов дискурса. Важно отметить, что каждая речежанровая область отличается спецификой в трактовке текстообразующего и прагматического потенциала оксюморона. В поэзии она может выступать в качестве структурно-композиционной модели целого произведения, тотальным образом определяя возможность появления и функциональность всех других элементов текста. В официально-деловом дискурсе оксюморон присутствует имплицитно, как неартикулированная и принципиально отвергаемая прагматическая антитеза технике текстопостроения, фокусированной на исключительной и единственной релевантности денотативной семантики для организации сообщения. Конструктивно значимая роль оксюморона в процессах рецепции и вербальной репрезентации мира представляется доказанной.
- Апинян Т. А. Сущностно-универсальное определение игры: феноменология фантома // Вопросы философии. 2008. № 2. С. 58–73.
- Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика. 2-е изд. М. : Флинта ; Наука, 2009. 592 с.
- Бондарко А. В. Грамматическое значение и смысл. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. 176 с.
- Братухин А. Ю. Оксюморон в раннехристианских и византийских текстах // Евразийский гуманитарный журнал. 2019. № 4. С. 62–67.
- Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания : кол. монография. М. : Языки славянской культуры, 2006. 454 с.
- Ильин В. Н. Основная проблема теории познания // Вопросы философии. 2009. № 7. С. 123–134.
- Карасик В. И. Оксюморон в языковом сознании и коммуникативной практике // Социальные и гуманитарные знания. 2022. Т. 8, № 1. С. 114–121.
- Лосев А. Ф. Миф – число – сущность. М. : Мысль, 1994. 919 с.
- Мамардашвили М. К. Беседы о мышлении. СПб. : Азбука ; Азбука-Аттикус, 2019. 480 с.
- Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М. : Весь мир, 2000. 704 с.
- Словарь литературоведческих терминов / ред.сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М. : Просвещение. 1974. 509 с.
- Сорокин Ю. А. Человек говорящий в его модусах и отношениях (обзор-дискуссия) // Массовая культура на рубеже XX–XIX веков: Человек и его дискурс : сб. науч. ст. М. : Азбуковник, 2003. С. 7–23.
- Федоров А. В. Некоторые лексико-семантические факторы смысловой многоплановости художественного текста // Русский язык. Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. Виноградовские чтения IX–X. М. : Наука, 1981. С. 71– 82.
- Шестакова Э. Г. Оксюморон как категория поэтики (на материале русской поэзии XIX-первой трети XX веков). Донецк : НОРД-ПРЕСС, 2009. 209 с.