• English
  • Русский

Дискурсивно-прагматическая специфика жанра лекции TED talk (сквозь призму функционирования в ней дискурсивов)

В статье представлен анализ речежанровой природы лекций в стиле TED, определяется их место в речежанровой иерархии, принадлежность сфере коммуникации, выявляются особенности их хронотопа. Жанрообразующие признаки жанра TED лекции, образующие его модель, анализируются через исследование его дискурсивно-прагматического каркаса, образуемого дискурсивными словами, или дискурсивами, т. е. через выявление особенностей, связанных с организацией дискурса, регулированием отношений между адресантом и адресатом, авторской самопрезентацией. Проводится сравнительный анализ функционирования дискурсивов в TED лекциях и учебных лекциях, а также в TED лекциях, прочитанных мужчинами и женщинами. Исследование показало, что TED лекция – особый речевой (риторический) дискурсогенный жанр, отличный от других устных научно-популярных жанров и от других типов лекций, реализующийся в реальной коммуникации как первичный и в Интернете как вторичный. Жанровая специфика TED лекции обусловлена ее жестким локально-временным форматом и тщательно подготовленным характером. TED лекциям свойственны компактность, композиционно-структурная и логическая осмысленность, прозрачность и четкость, высокая степень авторизованности, диалогичности, персуазивности.

Литература
  1. Caliendo G. The popularization of science in web-based genres // The Language of Popularization : Theoretical and Descriptive Models / ed. by G. Bongo and G. Caliendo. Bern : Peter Lang, 2012. P. 101–132.
  2. Caliendo G., Compagnone A. Expressing epistemic stance in university lectures and TED talks : A contrastive corpus-based analysis // Lingue e Linguaggi. 2014. № 11. P. 105–122.
  3. Scotto di Carlo G. New trends in knowledge dissemination : TED Talks // Acta Scientiarum Language and Culture. 2014. № 36, iss. 2. P. 121–130.
  4. Scotto di Carlo G. Pathos as a Communicative Strategy for Online Knowledge Dissemination : The Case of TED Talks // 3L : Language, Linguistics, Literature. The Southeast Asian Journal of English Language Studies. 2015. Vol. 21, iss. 1. P. 23–34.
  5. Андреева С. В. Конструктивно-синтаксические единицы устной русской речи. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2005. 192 с.
  6. Болдырев Н. Н. Интерпретирующая функция когнитивного контекста // Язык, сознание, коммуникации. М. : МАКС Пресс, 2017. С. 32–42.
  7. Викторова Е. Ю. Вспомогательная система дискурса : проблемы выделения и функционирования : дис. … д-ра филол. наук. Саратов, 2016. 617 с.
  8. Викторова Е. Ю. Специфика русской научной речи сквозь призму употребления в ней дискурсивов (опыт сравнения русского и англоязычного научного дискурса) // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2016. Вып. 16. С. 83–100.
  9. Дубровская О. Н. Сложные речевые события и речевые жанры // Жанры речи : сб. науч. статей. Вып. 2. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1999. С. 97–102.
  10. Заболотнева О. Л. Лингвокультурологические и социолингвистические особенности лекции : дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2007. 194 с.
  11. Котюрова М. П. Плотность научного текста : подходы к ее изучению // Стереотипность и творчество в тексте / под ред. М. П. Котюровой. Вып. 11. Пермь : Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2007. С. 142–155.
  12. Маркасова Е. В., Тянь Вэньцзюань. Манипулятивная функция местоимения «мы» в русском и китайском языках (прагматический аспект) // Жанры речи. 2016. № 2(14). С. 80–87.
  13. Матяшевская А. И. Вариантность и вариативность устного научно-популярного жанра // Жанры речи. 2017. № 2(16). С. 220–225.
  14. Нечаева Н. В. Популярная публичная лекция жанра TALK : особенности языка и стиля // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2016. № 180. С. 17–22.
  15. Носова О. Е., Медведева А. В. Лингвокультурологическая специфика коммуникативных стратегий и тактик в жанре публичной научной лекции (на материале английского языка) // Russian Journal of Humanities. 2018. Vol. 10, № 4–3. P. 179–194.
  16. Сиротинина О. Б. Есть ли специфика в достижении эффективности научных текстов? // Филология в XXI веке. 2019. Спецвыпуск. С. 269–275.
  17. Сиротинина О. Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи : сб. науч. статей. Вып. 2. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1999. С. 26–31.
  18. Таланина А. А. Онлайн-лекция как жанр интернетдискурса // Мир русского слова. 2018. № 2. С. 17–22.
  19. Функциональные стили и формы речи / под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1993. 168 с.
  20. Харламова Т. В. Текстообразующие средства в устной речи : дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2000. 241 с.
  21. Чернявская В. Е. Коммуникация в науке : нормативное и девиантное. Лингвистический и социокультурный анализ. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 240 с.
  22. Шерстяных И. В. Дискурсивные слова как средство организации речевых жанров (на примере лексемы правда) // Жанры речи. 2016. № 1(13). С. 42–49.
  23. Шмелева Т. В. «Уплотнение жанров» как тенденция медиасферы // Жанры речи. 2018. № 4(20). С. 270–276.
  24. Шмелева Т. В. Жанр в современной медиасфере // Жанры речи : сб. науч. статей. Вып. 8 : Памяти К. Ф. Седова. Саратов ; М. : Лабиринт, 2012. С. 26–44.
  25. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи : сб. науч. статей. Вып. 1. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 88–99.
  26. Щипицина Л. Ю. Веб-лекция как жанр устной интернет-коммуникации // Жанры речи. 2019. № 3(23). С. 215–226.
Текст в формате PDF:
(downloads: 50)