Для цитирования:
Шеховцева Е. Н., Кожухова И. В. Инфоцыганский дискурс: речевые жанры, стратегии, тактики (на материале русского языка) // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 3 (47). С. 351-360. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-3-47-351-360, EDN: ZJMCUD
Инфоцыганский дискурс: речевые жанры, стратегии, тактики (на материале русского языка)
Рассматривается инфоцыганский дискурс как особый вид маркетинговой дискурсивной практики: определяются его коммуникативная цель, агенты и клиенты; выделяются и анализируются основные речевые жанры и коммуникативные стратегии и тактики, реализуемые в них, через призму маркетинговой автоворонки продаж Тони Роббинса, считающегося «отцом инфоцыганства»; обосновывается нецелесообразность его отнесения к мошенническому дискурсу. Актуальность исследования обусловлена ростом интереса ученых разных научных областей к феномену инфоцыганства и недостаточной изученностью его лингвистической стороны. Материалом исследования послужили русскоязычные тексты инфоцыганского дискурса, посвященные продвижению инфопродуктов – обучающих онлайн-курсов. Результаты исследования показали, что разные элементы маркетинговой автоворонки актуализируются в речевых жанрах инфоцыганского дискурса, которые можно разделить на информативные элементарные и комплексные, оценочные элементарные и комплексные, императивные элементарные и комплексные. Актуализация осуществляется с помощью манипулятивных стратегий: стратегии позиционирования информационного продукта, стратегии апелляции к проблемной ситуации адресата и стратегии апелляции к успеху. Выделенные стратегии реализуются посредством тактик аргументирования, обещания, интимизации общения, эмоционального воздействия, нагнетания негативных оценок, одобрения/критики, создания положительного образа компании/инфопродукта, директивной тактики.
- Аксютенкова Л. Г. Деривация как фактор эволюции терминосистемы (на материале терминологии «Рыночная экономика») : автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2002. 20 с.
- Большакова Н. Ф. Анализ рекламных кампаний на примере «марафона желаний» Елены Блиновской // Современный город: власть, управление, экономика. 2022. Т. 1. С. 358–363. https://doi.org/10.15593/65.04966/2022.37
- Ветрова О. Е. Мошенничество в информационно-коммуникационной сети «Интернет»: проблемы квалификации // Вестник молодого ученого Кузбасского института : сборник научных статей. Вып. 8. Новокузнецк : Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. С. 24–27.
- Гусейнова И. А. Коммуникативно-прагматические основания жанровой системы в маркетинговом дискурсе : автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2010. 44 с.
- Дементьев В. В. К проблеме интегрального описания речевых жанров // Жанры речи. 2024. Т. 19, № 1 (41). С. 6–22. https://doi.org/10.18500/2311-07402024-19-1-41-6-22, EDN: SEOJBY
- Завгородняя П. М. Эксперты или инфоцыгане: как блогеры продают свои курсы через Instagram // Социодиггер. 2021. Т. 2, № 5 (10). С. 42–44.
- Ковалишина К. В. Некоторые аспекты предупреждения правонарушений в сфере прав и законных интересов физических лиц (на примере «инфоцыган») // Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве : сборник статей по результатам II Международной научно-практической конференции : в 2 т. (Симферополь, 12 декабря 2022 г.) / сост. И. В. Хмиль, под ред. С. А. Трофимова, Е. В. Евсиковой. Т. 1. Симферополь : Ариал, 2023. С. 625–632.
- Кожухова И. В. Инфоцыганский текст: размышления об исследовании // Инновационные технологии и подходы в межкультурной коммуникации, лингвистике и лингводидактике : материалы II Всероссийской научной конференции, Барнаул, 1–2 ноября 2023 г. / под науч. ред. И. Ю. Колесова. Барнаул : АлтГПУ, 2024. С. 88–93.
- Козловская Н. В. Инфоцыгане шумною толпою: размышления о ключевых словах текущего момента // Неология. Неография. 2021 : сборник научных статей Международной научной конференции, СанктПетербург, 01–02 декабря 2021 года. СПб. : Институт лингвистических исследований РАН, 2022. С. 89–93.
- Костин Д. М. Инфоцыганство среди российских блогеров // Восточно-Европейский научный журнал. 2023. № 5, ч. 1 (90). С. 42–45. https://doi.org/10.31618/ESSA.2782-1994.2023.1.90.363
- Кулиева П. С. «Инфоцыганский» текст как речевой жанр // Филология, иностранные языки и медиакоммуникации : материалы симпозиума в рамках XVII (XLIX) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Кемерово, 01–30 апреля 2022 г. / науч. ред. Е. В. Новгородова. Вып. 23. Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2022. С. 568–572.
- Махницкая Е. Ю. О современном экономическом дискурсе // Речь. Речевая деятельность. Текст: материалы научно-практической конференции (Таганрог, 15–16 мая 2002 г.). Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2002. С. 158–161.
- Михайлова Л. М., Куриленко И. В. Особенности маркетингового дискурса как вида экономического дискурса // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 1. С. 81–87.
- Нугуманова А. И., Лыжова А. В. Продажа обучающих онлайн-продуктов как новый вид мошенничества // Наука молодых: вызовы и перспективы : сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции в рамках мероприятий «Дни науки – 2022 год», Великий Новгород, 11–15 апреля 2022 г. Великий Новгород : Новгородский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2022. С. 176–180.
- Руднева А. О. Бизнес-модель инфоцыганства в России на примере марафона желаний // Экономика и предпринимательство. 2022. № 2 (139). С. 1175–1179. https://doi.org/10.34925/EIP.2022.139.2.235
- Сковородников А. П., Королькова Э. А. Речевые тактики и языковые средства политической информационно-психологической войны в России: этикопрагматический аспект (на материале «Новой газеты» // Политическая лингвистика. 2015. № 3 (53). С. 160–172.
- Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. URL: http://synonymomline.ru (дата обращения: 27.06.2024).
- Смирнова И. В. Дискурс технически опосредованного мошенничества: жанр «развод» / «разводилово» и его стратегии // Жанры речи. 2024. Т. 19, № 1 (41). С. 90–103. https://doi.org/10.18500/2311–0740–2024–19–1-41–90–103.
- Солдаткина А. А. Основные содержательные аспекты и приемы квазимаркетинга (на примере инфоцыганства) // Человек. Социум. Общество. 2023. № 6. С. 227–235.
- Федосюк М. Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. № 5. С. 102–120.
- Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 88–98.