Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


concept

Культурное знание как концептуальное основание речевого жанра религиозного наставления (на материале медиадискурса)

В современной медиасреде, охватывающей все сферы человеческой деятельности, получают репрезентацию разнообразные виды дискурса, в том числе религиозный и его жанры. К числу частотных в медиадискурсе религиозного направления относится речевой жанр религиозного наставления (РЖРН). Данный жанр представляет собой составляющую одного из первичных жанров религиозного дискурса – проповеди, в частности, предполагающую разъяснение принципов практического применения религиозных постулатов и правил.

Жанрово-дискурсивная обусловленность содержания концепта (на материале концепта молодость)

На примере концепта молодость раскрывается вариативная сущность концептов. Показано, что концепты как структуры хранения знаний модифицируются под влиянием коммуникативного узуса, дискурсивных предпочтений, свойственных определенным сферам общения, жанровым формам. К анализу привлечены контексты, отобранные из Национального корпуса русского языка с учетом дифференциации текстов по типам (сферам функционирования) и жанровым разновидностям.

Покаяние: жизнь человека, деятельностный концепт или жанр?

Анализируется феномен «покаяние» с точки зрения разных наук: коммуникативной лингвистики, лингвокогнитологии, генристики, теолингвистики. Покаяние – искреннее признание своей вины, ошибки, греха, сожаление по поводу содеянного. С этим пониманием связано бытовое раскаяние – сильное эмоциональное переживание, с которым соотносимо чувство стыда за себя и свои поступки (светский подход к данному феномену). В центре внимания оказываются связи и пересечения когнитивно-деятельностного концепта покаяния с жанром покаяния и диалогом.

Лингвокогнитивная типология речевых жанров: на материале эссе.

Данная статья представляет собой краткой изложение теории, предлагающей использовать комплексный анализ сложных речевых жанров в качестве средства для изучения вариативности их модели и построения общей классификации речевых жанров.

ЖАНР В КОГНИТИВНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Статья посвящена поиску ответа на вопрос: что означает когнитивный подход к жанру? Автор полагает, что цель когнитивного изучения жанра состоит в построении его ментальной модели, отражающей репрезентацию жанра в сознании писателя и читателя. Для решения этой задачи необходимо соотнести жанр с различными форматами знания – не только концептуально-простыми (концепт), но и концептуально-сложными (фрейм, сценарий, матрица и др.).

Концепт «Жизнь» в речевом жанре автобиографического рассказа: константы и трансформация (на материале диалектной речи)

Статья затрагивает актуальные проблемы взаимоотношения речевого жанра и культуры и вписывается в контекст современных исследований в области когнитивного, диалектного жанроведения и когнитивной диалектологии. В статье описывается ключевой для русской культуры концепт «Жизнь», функционирующий в диалектных автобиографических рассказах, записанных на территории Томской области с середины XX в. по настоящее время и рассматриваемых как речевой жанр. Выявляются представления о жизни, которые с течением времени не меняются, либо меняются под влиянием определенных факторов.

К вопросу о жанровых особенностях конституционных преамбул

В статье представлены результаты исследования жанровых параметров преамбулы к Конституции Российской Федерации и преамбул к конститу­циям республик, входящих в состав Российской Федерации. В качестве жанровых параметров (жанрообразующих факторов) рассматривают­ся: (а) отнесенность к тексту закона определенного субжанрового типа. (б) предмет-­тема. (в) коммуникативные функции. (г) субъектный состав (образы автора­-адресанта и адресата). (д) пространственно-временные и иные обсто­ятельственные характеристики.