Для цитирования:
Сахарова О. В. Жанры и роли (к вопросу о жанровой организации драматургического дискурса) // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 112-118. DOI: 10.18500/2311-0740-2015-2-12-112-118
Жанры и роли (к вопросу о жанровой организации драматургического дискурса)
В статье анализируются особенности и жанровая организация драматургического дискурса. Текст драматического произведения представляется как гипержанр, определяющий концептуальное, эстетическое, коммуникативное пространство, в котором действующие лица выступают как языковые личности. Речежанровая компетенция персонажей или же языковых личностей, выполняющих жизненные (в частности, профессиональные) роли, предопределяет возможность или невозможность их включения в определенный новый гипержанр. Невладение коммуникативной ситуацией и доминирующим жанром общения обусловливают преобладание и сложное взаимодействие иных личностных жанров или же появление некой жанровой лакуны. Материалом исследования послужили пьеса современного украинского поэта и драматурга Александра Ирванца Прямой эфир.
- Брагина Н. Г. Метафоры игры в описаниях мира человека // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. – М.: Индрик, 2006. – С. 120-143
- Дементьев В. В. Персонологическая генристика // Жанры речи: Сб. науч. статей. Вып. 7. Жанр и языковая личность. –Саратов: Издательский центр «Наука», 2011. С. 5-25.
- Брагина Н. Г. Метафоры игры в описаниях мира человека // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. М. : Индрик, 2006. С. 120–143.
- Дементьев В. В. Персонологическая генристика // Жанры речи : cб. науч. тр. / под ред. В. В. Дементьева. Вып. 7. Жанр и языковая личность. Саратов : ИЦ Наука, 2011. С. 5–25.
- Зайцева И. П. Дискурс-анализ как способ постижения своеобразия современной драматургии // Лінгвістичні студії: збірник наукових праць. Донецк, 2008. Вип. 16. С. 271–280.
- Кубрякова Е. С. Лингвокультурологический статус драмы // Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка : Когнитивные исследования. М. : Знак, 2012. С. 128–146.
- Кустова Г. И. Метафорические значения театрально-игровой лексики // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. М. : Индрик, 2006. С. 178–188.
- Пави П. Словарь театра. М. : Прогресс, 1991. 504 с. Ромашко С. А. Смертельные игры : агон и агония // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. М. : Индрик, 2006. С. 86–97.
- Седов К. Ф. Речежанровая идентичность как компонент коммуникативной компетенции личности // Жанры речи : cб. науч. тр. / под ред. В. В. Дементьева. Вып. 7. Жанр и языковая личность. Саратов : ИЦ Наука, 2011. С. 25–47.
- Толковый словарь русского языка. URL: http://www.vedu.ru/expdic/ (дата обращения: 01.03.2015). Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Антология речевых жанров : повседневная коммуникация. М. : Лабиринт, 2007. С. 81–89.