Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Сахарова О. В. Жанры и роли (к вопросу о жанровой организации драматургического дискурса) // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 112-118. DOI: 10.18500/2311-0740-2015-2-12-112-118

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 76)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.2.09-2+929 Ирванц

Жанры и роли (к вопросу о жанровой организации драматургического дискурса)

Авторы: 
Сахарова Ольга Викторовна, Национальная музыкальная академия Украины им. П. И. Чайковского (НМАУ)
Аннотация: 

В статье анализируются особенности и жанровая организация драматургического дискурса. Текст драматического произведения представляется как гипержанр, определяющий концептуальное, эстетическое, коммуникативное пространство, в котором действующие лица выступают как языковые личности. Речежанровая компетенция персонажей или же языковых личностей, выполняющих жизненные (в частности, профессиональные) роли, предопределяет возможность или невозможность их включения в определенный новый гипержанр. Невладение коммуникативной ситуацией и доминирующим жанром общения обусловливают преобладание и сложное взаимодействие иных личностных жанров или же появление некой жанровой лакуны. Материалом исследования послужили пьеса современного украинского поэта и драматурга Александра Ирванца Прямой эфир.

Список источников: 
  1. Брагина Н. Г. Метафоры игры в описаниях мира человека // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. – М.: Индрик, 2006. – С. 120-143
  2. Дементьев В. В. Персонологическая генристика // Жанры речи: Сб. науч. статей. Вып. 7. Жанр и языковая личность. –Саратов: Издательский центр «Наука», 2011. С. 5-25.
  3. Брагина Н. Г. Метафоры игры в описаниях мира человека // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. М. : Индрик, 2006. С. 120–143.
  4. Дементьев В. В. Персонологическая генристика // Жанры речи : cб. науч. тр. / под ред. В. В. Дементьева. Вып. 7. Жанр и языковая личность. Саратов : ИЦ Наука, 2011. С. 5–25.
  5. Зайцева И. П. Дискурс-анализ как способ постижения своеобразия современной драматургии // Лінгвістичні студії: збірник наукових праць. Донецк, 2008. Вип. 16. С. 271–280.
  6. Кубрякова Е. С. Лингвокультурологический статус драмы // Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка : Когнитивные исследования. М. : Знак, 2012. С. 128–146.
  7. Кустова Г. И. Метафорические значения театрально-игровой лексики // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. М. : Индрик, 2006. С. 178–188.
  8. Пави П. Словарь театра. М. : Прогресс, 1991. 504 с. Ромашко С. А. Смертельные игры : агон и агония // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. М. : Индрик, 2006. С. 86–97.
  9. Седов К. Ф. Речежанровая идентичность как компонент коммуникативной компетенции личности // Жанры речи : cб. науч. тр. / под ред. В. В. Дементьева. Вып. 7. Жанр и языковая личность. Саратов : ИЦ Наука, 2011. С. 25–47.
  10. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.vedu.ru/expdic/ (дата обращения: 01.03.2015). Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Антология речевых жанров : повседневная коммуникация. М. : Лабиринт, 2007. С. 81–89.
Поступила в редакцию: 
11.08.2014
Принята к публикации: 
11.08.2014
Опубликована: 
11.08.2014