Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Тарасова И. А. «Жанр»: номадический концепт или эстетическая универсалия? // Жанры речи. 2021. № 4 (32). С. 252-258. DOI: 10.18500/2311-0740-2021-4-32-252-258

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 212)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
82.0+7.01

«Жанр»: номадический концепт или эстетическая универсалия?

Авторы: 
Тарасова Ирина Анатольевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье ставится проблема метадисциплинарной трактовки термина жанр, который с равным успехом можно определить как кочующий концепт (номад) и как универсалию искусства. В центре внимания автора находится вопрос о конфигурации признаков, формирующих понятие жанра в филологии, искусствоведении, музыковедении. Взяв за основу общеэстетические принципы спецификации жанров - функциональный, тематический и структурный - автор анализирует их жанрообразующий потенциал в различных видах искусства. Автор приходит к выводу, что понимание жанра как коммуникативной и формально-содержательной категории обеспечивает междисциплинарный диалог, в то же время жанровые доминанты могут быть различны. Для речевых жанров такой доминантной является коммуникативная цель, для живописных жанров - предметное содержание. Семантический параметр жанра сходным образом осмысляется в литературоведении и музыковедении. Общность филологии и музыковедения обнаруживается в делении на первичные и вторичные жанры. Структурный параметр включает в себя композиционные особенности и элементы жанровой стилистики. Удельный вес этого параметра особенно высок в канонических (протолитературных и литературных) и первичных музыкальных жанрах. Значение структурных признаков жанра обратно пропорционально предметной наглядности вида искусства. Наименее значим этот параметр для жанровой идентификации живописного произведения.

Список источников: 
  1. Darbellay F. The circulation of knowledge as an interdisciplinary process : Travelling Concepts, Analogies and Metaphors // Issues in Intergrative Studies. 2012. № 30. P. 1–18.
  2. Бахтин М. М. (Медведев П. Н.) Формальный метод в литературоведении. (Критическое введение в социологическую поэтику) // Бахтин М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М. : Лабиринт, 2000. С. 195–348.
  3. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений : в 7 т. М. : Русские словари, 1996. Т. 5. С. 159–206.
  4. Бонфельд М. Ш. Введение в музыкознание. М. : Владос, 2001. 224 c.
  5. Брагина Н. H. О возможности анализа литературного текста методом, принятым в музыковедении // Вопросы филологии. 2010. № 1 (34). С. 64–73.
  6. Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М. : Академия, 2004. 368 с.
  7. Васильев А. З. Из истории категории «жанр» // Проблемы исторической поэтики. 1990. № 1. С. 11–21.
  8. Власов В. Жанр //Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 6 т. Т. 3. СПб. : Азбука-классика, 2005. С. 623–626.
  9. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М. : Просвещение, 1968. 302 с.
  10. Зыкова И. В. К проблеме конвертируемости терминов при построении языка междисциплинарной науки // Образы языка и зигзаги дискурса : сб. науч. ст. к 70летию В. З. Демьянкова / отв. ред. В. В. Фещенко. М. : Культурная революция, 2018. С. 80–98.
  11. Кривцун О. А. Эстетика : учебник. М. : Аспект Пресс, 2000. 434 с. URL: https : // www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Krivcyn/_16.php (дата обращения : 16.01.2021).
  12. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М. : Владос, 2003. 248 с.
  13. Нехвядович Л. И. Жанр как фундаментальная категория искусствоведения // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 302–304.
  14. Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / гл. ред. Н. Тамарченко. М. : Изд-во Кулагиной, Intrada, 2008. 358 c.
  15. Соколов О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры : автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М. 1995. 39 с.
  16. Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке. М. : Музыка, 1968. 104 с.
  17. Тарасова И. А. Жанр : к проблеме кроссдисциплинарного инварианта термина // Языковое сознание. Речевая коммуникация : материалы междунар. науч. конф., посвященной памяти проф. В. Е. Гольдина / отв. ред. О. Ю. Крючкова. Саратов : ИЦ «Наука», 2020. С. 200–205.
  18. Тарасова И. А. Коммуникативная модель жанра «поэтическое послание» : инвариант и культурные трансформации // Жанры речи : сб. науч. ст. ИЦ «Наука», 2007. Вып. 5. С. 300–311.
  19. Теория литературных жанров / под ред. Н. Д. Тамарченко. М. : Академия, 2012. 256 c.
  20. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М. : Музыка, 1964. 160 с.
  21. Чередниченко Т. В. Жанр музыкальный // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М. : Советская энциклопедия, 1990. С. 192.
  22. Эстетика : словарь / под общ. ред. А. А. Беляева. М. : Политиздат, 1989. 447 с.
Поступила в редакцию: 
10.09.2020
Принята к публикации: 
23.03.2021
Опубликована: 
30.11.2021