Для цитирования:
Новикова Э. Ю. Жанр «мастер-класс» в структуре полижанрового и полимодального садоводческого дискурса // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 2 (46). С. 128-138. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-2-46-128-138, EDN: GZEWGF
Жанр «мастер-класс» в структуре полижанрового и полимодального садоводческого дискурса
Статья посвящена рассмотрению жанра «мастер-класс» в структуре садоводческого дискурса. Предпринимается попытка выявить дискурсообразующие признаки жанра в двух коммуникативных формах: устное непосредственное живое общение и онлайн-коучинг, а также проанализировать эмпирический материал исследования на предмет языковых особенностей данного типа дискурса и жанра. В работе использовались общенаучные методы, метод интерпретативного, контекстуального и сравнительно-сопоставительного анализа. Цель исследования заключается в выявлении языковых, структурных и невербальных сходств и различий заявленного жанра в различных коммуникативных формах. Анализируются дискурсообразующие признаки полидискурсивного коммуникативного пространства в сфере садоводства, описывается тематическая специфика жанра, коммуникативные тактики, выявляются дискурсивно релевантные языковые средства. Предлагается описание конститутивных признаков заявленного жанра садоводческого дискурса: участники, хронотоп, цель, стратегии, ценности. В исследовании изучаемый садоводческий дискурс рассматривается как институциональный гибридный, полидискурсивный феномен, в котором жанр «мастер-класс» занимает одно из значимых мест и обнаруживает конвергентный характер. Проводится подробный анализ жанра «мастер-класс» на материале русского языка, рассматриваются вербальные и невербальные особенности. Предпринятое исследование позволило определить жанровое своеобразие садоводческого дискурса, роль и место жанра «мастер-класс», его языковые особенности в институционально ориентированной и личностно ориентированной формах. Перспективы исследования предполагают изучение лингвокультурной обусловленности садоводческого дискурса в русской и других неблизкородственных лингвокультурах, а также проведение фокусного анализа транслатологических особенностей.
- Астафурова Т. Н. Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1997. 108 с.
- Безукладникова С. С. Жанровая природа мастер-класса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16, вып. 8. С. 2583–2591. https://doi.org/10.30853/phil20230405
- Бейлинсон Л. С. Профессиональный дискурс как предмет лингвистического изучения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2009. № 1 (9). С. 145–149.
- Булгакова Е. Т. Педагогический дискурс как разновидность институционального дискурса // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 15. С. 105–109.
- Голованова Е. И. Профессиональный дискурс, субдискурс, жанр профессиональной коммуникации: соотношение понятий // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1 (292). С. 32–35.
- Гуртова Г. Л. Мастер-классы – форма передачи профессиональных навыков // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2013. № 1. С. 162–165.
- Дементьев В. В. «Анкета речевого жанра» Т. В. Шмелёвой: прошлое, настоящее, будущее (к 30-летию жанроведческой модели) // Жанры речи. 2020. № 4 (28). С. 252–262. https://doi.org/10.18500/2311-07402020-4-28-252-262
- Дементьев В. В. Жанры в меняющемся мире: креационистские потенции речевых жанров и эпистемологические потенции теории речевых жанров // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 6–21. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-1-21-6-21
- Зорина Ю. В. К вопросу о профессиональном дискурсе // Динамика систем, механизмов и машин. 2012. № 4. С. 149–150.
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М. : Гнозис, 2004. 389 с.
- Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. 356 с.
- Кибрик А. А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. 2009. № 3. С. 3–21.
- Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М. : Гнозис, 2003. 280 с.
- Новикова Э. Ю. Дискурсивные и транслатологические особенности садоводческого дискурса (на материале русского и немецкого языков) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2022. № 3. С. 42–54. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2022.3.4
- Редькина О. Ю. Функциональный подход к типологии жанров дидактического дискурса : дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2017. 202 с.
- Романова О. В., Коротченко И. С. Мастер-класс «Сити фермер» в профориентационной работе // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции (Красноярск, 19–21 апреля 2022 г.). Красноярск : Красноярский государственный аграрный университет. 2022. С. 132–134. EDN: VUOLOI
- Стеблецова А. О. Национальный дискурсивный стиль: англоязычный и русскоязычный деловые дискурсы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2016. Т. 15, № 4. С. 76–86. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2016.4.8
- Тубалова И. В. Институциональные речевые модели в личностно-ориентированных дискурсах различного типа // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 5 (31). С. 38–52.
- Тубалова И. В. Полифонический текст в устных личностно ориентированных дискурсах. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2016. 370 с.
- Фрейдина Е. Л., Сейранян М. Ю. Мастер-класс на английском языке как жанр онлайн дискурса в сфере образования: риторический и фонетический аспекты // Преподаватель XXI век. 2020. № 4, ч. 2. С. 404–413. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2020-4-404-413
- Ширяева Т. А. Деловой дискурс: сущность, признаки, структура // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. № 2. С. 118–122.