Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Глазко П. П. Взаимодействие категорий экспрессивности и оценочности в персональных жанрах медийного дискурса США // Жанры речи. 2023. Т. 18, вып. 1 (37). С. 58-65. DOI: 10.18500/2311-0740-2023-18-1-37-58-65, EDN: HCDOQX

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 502)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.111(73)’42
EDN: 
HCDOQX

Взаимодействие категорий экспрессивности и оценочности в персональных жанрах медийного дискурса США

Авторы: 
Глазко Павел Петрович, Минский государственный лингвистический университет
Аннотация: 

Целью представленного в статье исследования являлось установление корреляции между лексико-стилистическими (экспрессивными) средствами и контекстуально проявляющимися в них оценочными значениями в жанрах блог и колонка американского медийного пространства. Дискурсивные категории экспрессивности и оценочности являются наиболее значимыми для адекватного понимания и интерпретации современных медиа в контексте технологической конвергенции, ускорения процессов обмена информацией, существенных преобразований жанровой системы, а также возрастающей субъективности. Результаты, полученные по итогам лингвостилистического, контекстуального и компонентного анализа и соответствующих количественных подсчетов, свидетельствуют как о некоторых сходствах, так и о ряде существенных различий в плане экспрессивно-оценочной организации рассматриваемых жанров. Установлено, что идиомы и прием сравнения функционируют в качестве интенсификаторов преимущественно негативной оценки как в жанре колонки, так и в жанре блога, в то время как метафора и эпитет используются с целью усиления главным образом положительной оценки в жанре блога и негативной оценки в жанре колонки. Жанру блога, по сравнению с колонкой, свойственно большее разнообразие сочетаний стилистических приемов лексического уровня и интенсифицируемых ими оценочных значений. В частности, в блогах имеет место стилистическое представление отрицательных по своему характеру явлений в свете положительной оценки; усиление отрицательного оценочного значения при описании явлений, традиционно воспринимаемых как положительных; реализация как положительной, так и отрицательной оценки конкретного явления в пределах одного текста; смещение акцента с положительной/отрицательной оценки какого-либо явления на противоположный тип оценочного значения в рамках развернутой метафоры.

Список источников: 
  1. Волкова Ю. С., Мишланов В. А., Салимовский В. А. Аргументативная речь в массмедийном интерактивном общении // Медиалингвистика. 2019. Т. 6, № 2. С. 164–179. https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.202
  2. Желтухина М. Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. М. : Ин-т языкознания РАН, 2003. 656 с.
  3. Ивченков В. И. Новые модели коммуникации и стилистические приоритеты современного медиадискурса // Медиалингвистика. 2019. Т. 6, № 1. С. 135–144. https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.110~11
  4. Карасик В. И. Трансформация знания в современную эпоху: лингвокультурный аспект // Известия ВГПУ. Филологические науки. 2017. № 3. С. 88–94.
  5. Клушина Н. И. Медиастилистика. М. : Флинта, 2018. 184 c.
  6. Колесниченко А. В. Журналистика и блогосфера: жанрово-тематические пересечения // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2021. № 1. С. 51–74. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.1.2021.5275
  7. Копытов О. Н. Модус на пространстве текста. Хабаровск : Изд-во ХГИИК, 2012. 299 с.
  8. Лассан Э. Р. О некоторых тенденциях в грамматике текста на электронных новостных порталах: «растворение» субъекта // Медиалингвистика. 2020. Т. 7, № 4. С. 396–408. https://doi.org/10.21638/spbu22.2020.402
  9. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры. Киев : Ника-Центр, 2003. 432 с.
  10. Николаева Е. М., Котляр П. С. Медиапространственная коммуникация: проблема аксиологических ориентаций // Вестн. Бурятского гос. ун-та. 2016. Вып. 3. С. 30–38. https://doi.org/10.18101/1994-08662016-3-30-38
  11. Ополев П. В. Тенденции изменения медийного пространства: от текста к гипертексту // Идеи и Идеалы. 2018. № 3 (37). С. 96–112. https://doi.org/10.17212/20750862-2018-3.2-96-112
Поступила в редакцию: 
15.07.2021
Принята к публикации: 
10.10.2021
Опубликована: 
01.03.2023