Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Прозоров В. В. Внутренняя немая сцена в автокоммуникации // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 2 (46). С. 161-170. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-2-46-161-170, EDN: KNKZZZ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 123)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1-3-9.09+811.161.1’42
EDN: 
KNKZZZ

Внутренняя немая сцена в автокоммуникации

Авторы: 
Прозоров Валерий Владимирович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Настоящая работа продолжает и развивает тему, поднятую мною в статье «Немая сцена в свете теории речевых жанров». Феномен внутренней немой сцены (ВНС) впечатляюще усиливает автокоммуникативный динамизм внутренней речи. Основанием для ВНС служат нечаянно являющиеся нам в процессе речемыслительной работы поворотные моменты – новые внешние и внутренние сигналы, побуждающие к более или менее значительной переориентировке внимания. ВНС, с точки зрения основных сценарных компонентов, изначально предполагает привычный, относительно ровный ход мысли, способный прерваться нежданной догадкой, озадачивающим открытием, ошеломляющим впечатлением, внезапным осознанием цены прежде неразличимого или казавшегося несущественным. При этом заметно меняется отношение субъекта наблюдений к себе самому, к другим, к окружающим обстоятельствам, к времени и пространству. Прозрение часто сопровождается эмоционально окрашенным, исполненным сокрушения / удивления / радостного подъёма речежанровым аккомпанементом восклицательного / вопросительного / констатирующего толка. В результате течение мысли обретает новые эмоционально-смысловые импульсы, новое качественное содержание. Вариации ВНС в автокоммуникативном процессе трудно поддаются пока системному исчислению. Сюжетно-композиционное развитие ВНС может отчетливо запечатлеваться в эгодокументальных свидетельствах, в лирической медитации, в художественно-психологических повествованиях. В статье предлагаются наблюдения над текстами И. А. Гончарова, М. М. Пришвина, А. С. Пушкина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. Семантическая направленность ВНС способна заметно (и позитивно, и драматически остро) влиять на состоятельность и результативность речемыслительной деятельности.

Список источников: 
  1. Артюшков И. В. Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (на материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого). М. : Изд-во МПГУ, 2003. 348 с.
  2. Балашова Л. В., Дементьев В. В. Русские речевые жанры. М. : Издательский Дом ЯСК, 2022. 832 с. (Studia Philologica).
  3. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 5. Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М. : Русские словари, 1997. 732 с.
  4. Блох М. Я., Сергеева Ю. М. Внутренняя речь в структуре художественного текста. М. : Изд-во МПГУ, 2011. 180 с.
  5. Верани Анке. Роль внутренней речи в высших психических процессах / пер. с англ. // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 7–17.
  6. Визель Т. Г. Прикладная нейролингвистика. М. : Московский институт психоанализа, Когито-Центр, 2020. 339 с.
  7. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М. : Лабиринт, 1999. 352 с.
  8. Гинзбург Л. Я. О лирике. М. ; Л. : Советский писатель, 1964. 378 с.
  9. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. Т. 12. М. : Изд-во АН СССР, 1952. 718 с.
  10. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. Изд. 4-е. М. : ЛИБРОКОМ, 2009. 112 с.
  11. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с.
  12. Евченко Н. А., Лисецкий К. С., Березин С. В. Роль внутреннего диалога «Я – Другое-Я» в развитии личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 1. С. 76–82.
  13. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград : Перемена, 2002. 476 с.
  14. Кольцова Е. А., Карташкова Ф. И. Особенности функционирования внутренней речи в лингвопрагматическом и психологическом аспектах // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 4. С. 55–73.
  15. Кружилина Т. В. Внутренняя речь при вербальной интерференции // Вопросы психолингвистики. 2023, № 4 (58). С. 94–108.
  16. Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск : Университетское, 1988. 304 с.
  17. Лотман Ю. М. Система с одним языком. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПБ, 2001. С. 14–17; 163–177.
  18. Прозоров В. В. Немая сцена в свете теории речевых жанров // Жанры речи. 2025. Т. 20, № 1 (45). С. 69–77. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2025-20-145-69-77, EDN: VDNAXV
  19. Пырков И. В. Гнездо над обрывом. Ритм, пространство и время в русской усадебной литературе Х1Х века (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. П. Чехов). Саратов : Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2017. 392 с.
  20. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. Изд. 2-е. М. : URSS, 2007. 256 с.
  21. Татару Л. В. Жанровая, когнитивная, нарративная природа лирики // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 8. Памяти К. Ф. Седова. Саратов ; М. : Лабиринт, 2012. С. 300–313.
Поступила в редакцию: 
19.08.2024
Принята к публикации: 
20.09.2024
Опубликована: 
30.05.2025