Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Шилихина К. М. Речевой жанр «замечание» на шкале «вежливости – антивежливости» // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 3 (47). С. 265-272. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-3-47-265-272, EDN: LJYVTR

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 179)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.161.1’27’38’42
EDN: 
LJYVTR

Речевой жанр «замечание» на шкале «вежливости – антивежливости»

Авторы: 
Шилихина Ксения Михайловна, Воронежский государственный университет
Аннотация: 

В статье проводится анализ основных языковых и прагматических свойств высказываний, которые носители русского языка классифицируют как «замечание». Цель исследования – ответить на два вопроса: можно ли считать замечание речевым жанром и какое место занимают замечания на шкале «вежливости – антивежливости». Анализ проводится на материале данных Национального корпуса русского языка с привлечением коллекции записей устной речи, собранной автором. С опорой на лингвистические и экстралингвистические критерии показано, что замечание может считаться речевым жанром: несмотря на разнообразие способов оформления замечаний в речи, которое затрудняет описание их формально-языковых свойств, анализ корпусных данных позволяет выявить ряд речевых формул, с помощью которых носители русского языка выражают критическую оценку поведения адресата и стремятся это поведение привести в соответствие с существующими нормами. Кроме того, специфику замечаний как речевого жанра можно выявить, анализируя метакоммуникативные комментарии носителей русского языка: независимо от конкретного языкового оформления высказываний, замечания опознаются как таковые благодаря общей интенции – потребности говорящего критически оценить и (в идеале) изменить поведение адресата. Наличие в высказывании негативной оценки отличает замечания от советов, приказов, пожеланий, вопросов, намеков и т. д. Прагматические свойства замечаний анализируются в статье с точки зрения прагматического понятия «лицо». Анализ контекстов позволяет сделать вывод о том, что замечания – это речевой жанр, несущий угрозу «позитивному» лицу адресата, поскольку, делая замечание, говорящий указывает на несоответствие поведения адресата принятым в обществе установкам и нормам.

Список источников: 
  1. Bicchieri C. The Grammar of Society : The Nature and Dynamics of Social Norms. Cambridge : Cambridge University Press, 2006. 278 p.
  2. Brown P., Levinson S. Politeness: Some Universals in Language Use. Cambridge : Cambridge University Press, 1987. 358 p.
  3. Culpeper J. Towards an Anatomy of Impoliteness // Journal of Pragmatics. 1996. № 25. P. 349–367.
  4. Goffman E. On Face-Work // Interaction Ritual: Essays on Face-to Face Behaviour. Harmodsworth : Penguin, 1967. P. 213–231.
  5. Grice H. P. Logic and Conversation // Syntax and Semantics, Speech Acts / ed. P. Cole and J. L. Morgan. Vol. 3. London ; New York : Academic Press, P. 41–58.
  6. O’Driscoll J. Face and (Im)politeness // The Palgrave Handbook of Linguistic (Im)politeness / ed. J. Culpeper, M. Haugh and D. Kádár. London : Palgrave Macmillan, 2017. P. 89–118.
  7. Боева-Омелечко Н. Б. Вопрос как средство выражения стратегий вежливости и антивежливости в современном английском языке // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация : сб. науч. тр. к юбилею проф. Г. Г. Молчановой. М. : Тезаурус, 2015. С. 85–88.
  8. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. URL: https://dic.academicru/contents.nsf/efremova/
  9. Лазеева Н. В., Прохорова Л. П. «Речевой жанр» и подходы к его определению // Сибирский филологический журнал. 2013. Вып. 4. С. 230–234.
  10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. URL: https://dic.academicru/contents.nsf/ogegova/
  11. Рахилина Е. В. Кондуктор, нажми на тормоза // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии : по материалам ежегодной Международной конференции «Диалог». Вып. 12 (19). Т.1. М. : Изд-во РГГУ, 2013. С. 596–603.
  12. Санд И. Чувство стыда: как перестать бояться быть неправильно воспринятым. М. : Альпина Паблишер, 2023. 176 с.
  13. Шаронов И. А., Козодаева М. А. Невежливость и «антивежливость»: две мишени речевого этикета // Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации : материалы Междунар. науч. конф., состоявшейся в институте лингвистики РГГУ 23–24 октября 2018 г. [сост. и отв. ред. И. А. Шаронов]. М. : Политическая энциклопедия, 2018. С. 292–299.
  14. Шилихина К. М. Вербальные способы модификации поведения и эмоционально-психологического состояния собеседника в российской и американской коммуникативных культурах : дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 1999. 182 с.
Поступила в редакцию: 
19.04.2025
Принята к публикации: 
13.05.2025
Опубликована: 
30.09.2025