Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Малашенкова Е. Н. Речевой жанр пожелания в молодёжном интернет-дискурсе: новации и лингвокреативность // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 2 (42). С. 183-194. DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-2-42-183-194, EDN: VCYICF

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 117)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.161.1’27’38’42-057.87
EDN: 
VCYICF

Речевой жанр пожелания в молодёжном интернет-дискурсе: новации и лингвокреативность

Авторы: 
Малашенкова Елена Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Статья посвящена анализу функционирования жанра пожелания в молодёжной среде. Одной из особенностей речи молодёжи является отход от стереотипов, поиск новых креативных способов выражения различных интенций – оценки, комплимента, поздравления и пожелания. Цель исследования – проанализировать тексты пожеланий с точки зрения проявления в них лингвокреативности адресантов; выявить средства и способы разрушения стереотипов. Материал исследования – молодёжные пожелания (преимущественно – студенческие) (более 700 фрагментов). Анализ содержания текстов пожеланий позволил классифицировать все пожелания на стереотипные, индивидуально-авторские и комбинированные. Эмпирический материал свидетельствует о том, что в общении студентов-друзей преобладают индивидуально-авторские пожелания (64%), комбинированные пожелания составляют 25%, стереотипные – 11%. В ходе анализа в текстах пожеланий были выявлены способы и средства проявления лингвокреативности адресанта. Среди них тактики комплимента, призыва, совета, переключения адресата на смеховую тональность и некоторые другие. Они позволяют сделать пожелания менее стереотипными. Материал показал, что в пожеланиях адресанты стремятся дополнить универсальные компоненты пожеланий индивидуализироваными элементами, включая в тексты утилитарные подробности жизни адресата. Чаще всего в пожеланиях наблюдаются отсылки к профессии или увлечениям адресатов. Лингвокреативность адресантов проявляется на всех языковых уровнях. Прежде всего, адресантами активно используются тропы – эпитеты, метафоры, сравнения. Адресанты ищут в арсенале языка необычные объекты для сравнения; нередко прибегают к гиперболизации. На словообразовательном уровне наблюдается использование аффиксов с увеличительным значением, использование диминутивов (преимущественно в пожеланиях адресатам женского пола); речевые инновации, окказиональное словообразование. В молодёжных пожеланиях отход от стереотипов отражается в редупликации букв и символов, изменении регистра букв, разбивке слов на слоги и постановке дефиса между слогами; использовании широкого набора эмодзи и стикеров; игре с цветовыми выделениями. Особую роль в отходе от стереотипов играют прецедентные тексты. Автор приходит к выводу, что все рассмотренные лингвокреативные способы и средства, регулярно используемые авторами при создании пожеланий, позволяют усилить выразительность и степень воздействия текстов, служат целям отхода от стереотипов, достижения перлокутивного эффекта, а также способствуют самопрезентации адресанта. 

Список источников: 
  1. Азарова Н. М. Креативность как слово и как концепт // Критика и семиотика. 2014. № 2. С. 21–30.
  2. Байкулова А. Н., Малашенкова Е. Н. Изучение речевого жанра «пожелание»: обзор работ в современной лингвистике // Жанры речи. 2023. Т. 18, № 1 (37). С. 74–91. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2023-18-137-74-91, EDN: GFLQDW
  3. Байкулова А. Н. Дружеское общение в парадигме обыденного общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Филология. Журналистика. 2010. Т. 10, вып. 4. С. 12–18.
  4. Бульина Ю. В. Языковая игра в речи студентов и преподавателей как способ создания смехового пространства в общении : автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2011. 20 с.
  5. Бутакова Е. С. Лингвистическая креативность в томской эргонимии // Вестник ТГПУ. 2013. № 3 (131). С. 146–152.
  6. Галкина А.В. Овладение лингвистической креативностью в контексте овладения иностранным языком // Вестник ТГУ. 2011. Вып. 10 (102). С. 158–1 б4.
  7. Гребенникова Д. Е. «Живые» и «стертые» метафоры в языке публицистики // Вестн. МГУП им. Ивана Федорова. 2012. № 5. С. 142–145.
  8. Гридина Т. А. Языковая игра в художественном тексте. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2008. 166 с.
  9. Гусейнов Г. Неполная коммуникация в блогосфере: эрративы и литуративы. URL: http://speakrus.ru/gg/liturative.htm (дата обращения: 15.03.2023).
  10. Дементьев В. В. Интертекстуальный аспект речевых жанров // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 9–26.
  11. Дементьев В. В. Новая дискурсивная революция? (К осмыслению двух типологических характеристик интернет-коммуникации) // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2021. Т. 80, № 2. С. 64–80. https://doi.org/10.31857/S241377150014556-4
  12. Колесникова С. С. Виды молодежной субкультуры, преобладающие в современной молодежной среде // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 1. С. 65–69.
  13. Кошкарова Н. Н., Истомина Е. М. Языковые средства выражения эмоций (к вопросу о генерализованной модели эмотивности языка) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 3 (227). С. 7–14. https://doi.org/10.23951/1609624X-2023-3-7-14
  14. Норман Б. Ю. Речевой акт пожелания под психолингвистическим углом зрения // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности : Тр. Урал. психолингвист. о-ва / отв. ред. Т. А. Гридина. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2015. Вып. 13. С. 235–248.
  15. Седов К. Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров : повседневная коммуникация / под ред. К. Ф. Седова. М. : Лабиринт, 2007. С. 7–39.
  16. Сидорова Е. Н. Пожелание как один из жанров дружеской интернет-коммуникации // Филологические этюды : сб. науч. ст. молодых учёных. Саратов : Саратовский университет, 2019. Вып. 22, ч. I–III. С. 170–176.
  17. Сухотерина Т. П. «Поздравление» как гипержанр естественной письменной русской речи: дис. …. канд. филол. наук. Барнаул, 2007. 252 с.
  18. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Сов. энцикл. ; ОГИЗ, 1935– 1940.
  19. Топка Л. В. Ситуация «Пожелание»: классический и прототипический подходы к исследованию // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. № 4. C. 191–199.
  20. Трофимова Н. А. Актуализация компонентов смысла высказывания в экспрессивных речевых актах (на материале современного немецкого языка) : автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2009. 47 с.
  21. Шишкина Л. И. Креативность и творчество: соотношение понятий // Управленческое консультирование. 2015. № 4 (76). С. 176–182.
  22. Щекотихина И. Н. Проблема рассмотрения стереотипного и творческого в Единой системе координат // Язык. Культура. Коммуникация: изучение и обучение : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Орел, 18–19 окт. 2018. Орел : ОГУ им. И. С. Тургенева, 2018. С. 350–353.
  23. Юрина E. A. «Пищевая метафора»: объем и границы понятия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3 (63). С. 207–212.
  24. Яхина Д. И. Коммуникативные риски в студенческом общении (на материале метафор и сравнений) // Проблемы речевой коммуникации : межвузовский сборник научных трудов / под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2014. Вып. 14. С. 85–92.
Поступила в редакцию: 
17.06.2023
Принята к публикации: 
03.08.2023
Опубликована: 
31.05.2024