Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Москвин В. П. Речевой портрет О. Мандельштама (К методике филологической оценки поэтического идиолекта) // Жанры речи. 2021. № 4 (32). С. 285-294. DOI: 10.18500/2311-0740-2021-4-32-285-294

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 205)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
УДК 821.161.1-1.09+929 Мандельштам

Речевой портрет О. Мандельштама (К методике филологической оценки поэтического идиолекта)

Авторы: 
Москвин Василий Павлович, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ВГСПУ)
Аннотация: 

Разработан алгоритм филологической оценки поэтического идиолекта, определены составляющие языковой компетенции его носителя, на этой основе представлен речевой портрет О. Мандельштама на фоне современной русской поэзии. Исследование показало, что языковая компетенция носителя поэтического идиолекта представлена двумя составляющими: 1) культурноречевой, уровень которой находится в обратной зависимости по отношению к числу: а) допускаемых ортологических ошибок и стилевых недочётов; б) их типов и подтипов; 2) элокутивной, уровень которой определяется числом применяемых стилевых техник. Оценка культурноречевой составляющей возможна на основе общей типологии речевых ошибок; с этой целью был составлен перечень типовых для современной стихотворной речи ошибок и недочётов, которые, при условии регулярного их появления в текстах автора, свидетельствуют об имеющихся у него проблемах в этой сфере. Предложенный тест позволил выявить поэтов с безупречной культурноречевой компетенцией и тех, компетенция которых оставляет желать лучшего. Оценка элокутивной составляющей производится на основе общей типологии фигур (включая ритмические) и семантических переносов. Одним из наиболее значимых критериев оценки элокутивной компетенции следует считать способность к производству новых стилевых техник и речевых жанров, т. е. её креативную составляющую, в этом аспекте О. Мандельштам предстаёт как создатель по меньшей мере двух речевых жанров, ставших привычным атрибутом современной русской поэзии: 1) акромоносиллабического стиха с терминальной спондеической цезурой; 2) вольного дольника, образуемого посредством процедуры вторичного стихового членения.

Список источников: 
  1. Ioan. Henrici Alstedii. Scientiarum omnium encyclopaediae tomus primus. Lugduni : Sumptibus I. A. Hugvetan Filij & M. A. Ravaud, 1649. 567 p.
  2. M. Fabii Quintiliani. Institutionis oratoriae. Vol. II. Lipsiae : Sumptibus et typis B. G. Teubneri, 1854. 315 p.
  3. Адамович Г. В. Несколько слов о Мандельштаме // Воздушные пути. Альманах. № 2. Нью-Йорк, 1961. С. 87–101.
  4. Ахматова А. Листки из Дневника (О Мандельштаме) // Мандельштам О. Соч. : в 4 т. Т. 1. М. : АртБизнес-Центр, 1993. С. 7–30.
  5. Бернштейн С. И. Стих и декламация // Русская речь. Вып. I. Л. : Academia, 1927. С. 7–41.
  6. Василенко С. В., Лекманов О. А., Нерлер П. М., Плунгян В. А. Приложение 3. О. Э. Мандельштам. Произведения : стихотворения // Мандельштамовская энциклопедия : в 2 т. М. : Полит. энциклопедия, 2017. Т. 2. С. 55–109.
  7. Гордин Я. А. Вверх по течению в сторону рая // Звезда. 2020. № 5. С. 61–72.
  8. Колкер Ю. Несколько наблюдений о стихах И. Бродского // Грани. Frankfurt am Main, 1991. Вып. 161. С. 93–152.
  9. Колкер Ю. Седакова в анатомическом театре // Арион. 1998. № 1. С. 73–81.
  10. Кузин Б. С. Об О. Э. Мандельштаме // Кузин Б. С. Воспоминания. Произведения. Переписка. М. : Инапресс, 1999. С. 153–179.
  11. Мандельштам О. Разговор о Данте // Мандельштам О. Соч. : В 2 т. Т. 2. М. : Худ. лит., 1990. С. 214–254.
  12. Мандельштам О. Слово и культура // Мандельштам О. Соч. : в 2 т. Т. 2. М. : Худ. лит., 1990. С. 167–172.
  13. Москвин В. П. О подходах к определению понятия «троп» // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 2013. Т. 72, № 2. С. 20–31.
  14. Москвин В. П. Ударение лексическое и ударение метрическое : разграничение понятий // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 2020. Т. 79, № 4. С. 24–50.
  15. Мочульский К. В. О тяжести и лёгкости (Творчество О. Мандельштама и М. Кузмина) // Мочульский К. В. Кризис воображения. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. С. 106–111.
  16. Новиков В. И. Любовь лингвиста. М. : Эксмо, 2018. 512 с.
  17. Переписка В. В. Розанова и М. О. Гершензона // Новый мир. 1991. № 3. С. 215–242.
  18. Плунгян В. А., Сичинава Д. В. Приложение 5. О. Э. Мандельштам. Метрический справочник // Мандельштамовская энциклопедия : в 2 т. М. : Полит. энциклопедия, 2017. Т. 2. С. 121–143.
  19. Померанц Г. Осязанием слепого // Das Land und die Welt. München, 1987. № 37 (1). С. 107–117.
  20. Померанц Г. Слово – Психея // Слово и судьба : О. Мандельштам. М. : Наука, 1991. С. 389–398.
  21. Пяст В. Современное стиховедение. Л. : Изд-во писателей в Ленинграде, 1931. 379 с.
  22. Святополк-Мирский Д. Русская лирика. New York : Russica Publishers, 1979. 211 c.
  23. Семенко И. М. Поэтика позднего Мандельштама. М. : Ваш Выбор ЦИРЗ, 1997. 144 с.
  24. Струве Н. О. Мандельштам. London : Overseas Publications Interchange, 1988. 336 с.
  25. Фролов Д. О стихотворении Осипа Мандельштама «Истончается тонкий тлен» // Toronto Slavic Quarterly. 2016. № 56. P. 1–15.
  26. Хализев В. Е. Теория литературы. М. : Высшая школа, 1999. 398 с.
  27. Шапир М. И. Эстетика небрежности в поэзии Пастернака // Славянский стих. Вып. VII. М., 2004. С. 233–280.
  28. Шкловский Б. В. О законах строения фильм Эйзенштейна // Шкловский Б. В. За 60 лет : работы о кино. М. : Искусство, 1985. С. 113–117.
Поступила в редакцию: 
23.01.2021
Принята к публикации: 
23.03.2021
Опубликована: 
30.11.2021