Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Дементьев В. В. Онлайн-тесты в новостном браузере: лингвистические и речежанровые характеристики // Жанры речи. 2020. № 1 (25). С. 62-78. DOI: 10.18500/2311-0740-2020-1-25-62-78

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 430)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.161.1’42
EDN: 
HVKXKU

Онлайн-тесты в новостном браузере: лингвистические и речежанровые характеристики

Авторы: 
Дементьев Вадим Викторович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Объектом исследования являются онлайн-тесты в новостном браузере (Яндекс, Mail.ru). Выявляются и анализируются лингвистические и речежанровые характеристики тест-линка – части данного теста, представленной в новостном браузере в виде линка или иконки и содержащей заголовок теста и краткий анонс. Большая распространенность и узнаваемость данного явления в структуре новостного браузера привели к появлению ряда закономерностей как на уровне формы, так и на уровне содержания, включая прагматические характеристики, т. е. можно говорить, о, по крайней мере, начальной речежанровой стандартизации в природе тестлинка и применить к его изучению речежанровую методику, разработанную прежде всего, для интернет- и онлайн-жанров. Тест-линки анализируются (1) в семантико-прагматическом отношении (включая важнейшие прагматические компоненты: функции (различаются функции собственно теста и функции тестлинка, важнейшими из которых являются донесение информации о тесте и привлечение внимания к нему). адресат (дифференциация по поколению, гендеру, увлечениям. в создании образа адресата значимым является соотношение лояльности, самоидентификации и личностной значимости адресата, этикета/антиэтикета, комплиментов/антикомплиментов и т. п.), адресант (реальный автор теста или администратор новостного браузера) и собственно представляемый онлайн-тест (информация о различных его аспектах: цель, привлекательность для адресата, исключительность предлагаемой информации, степень сложности теста, технические характеристики – особенности процедуры прохождения данного теста и т. п.). (2) тематическом (наиболее распространены классификационные тесты, т. е. тесты, апеллирующие к какой-либо классификации. наиболее распространенная тема – психология, где по частотности с большим отрывом лидируют темы межличностных отношений и человеческих характеров и типов, выделяемых на основе каких-либо психологических, социальных, физиологических, астрологических (знаки зодиака) и т. д. характеристик). (3) структурном (лексическая, морфологическая и синтаксическая форма заголовка тест-линка. наиболее очевидным образом данная информация сосредоточивается в метаинформативных глаголах и определениях, (согласованных или несогласованных), которые часто сопровождают слово «тест» в заголовке: «простой тест», «литературный тест», «тест на наблюдательность» и т. п. 

Список источников: 
  1. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge : Cambridge University Press, 2004. 272 p.
  2. Herring S. C. A Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse // Language@Internet. 2007. № 4. Article 1. Retrieved April 26. 2009. URL: urlhttp://www.languageatinternet.de/articles/2007/761 (дата обращения: 06.07.2015).
  3. Herring S. C. New frontiers in interactive multimodal communication // The Rutledge handbook of language and digital communication / eds. A. Georgopoulou, T. Spilloti L. : Rutledge. 2015. URL: http://info.ils.indiana. edu/~herring/hldc.pdf (дата обращения: 06.07.2015).
  4. Ihlstrom C. The Evolution of a New(s) Genre : Doctoral Dissertation. School of Information Science, Computer and Electronic Engineering, Halmstad University ; Department of Informatics, Goteborg University. Gothenburg Studies in Informatics, 2004. 164 p.
  5. Горошко Е. И., Полякова Т. Л. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 119–127.
  6. Дементьев В. В. Жанры в меняющемся мире : креационистские потенции речевых жанров и эпистемологические потенции теории речевых жанров // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 6–21. DOI: https://doi.org/10. 18500/2311-0740-2019-1-21-6-21
  7. Дементьев В. В. Интернет-анекдоты : некоторые структурные типы // Жанры речи. 2017. № 1 (15). С. 118– 135. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2017-1-15118-135
  8. Дементьев В. В. Рубрика «Послания» в газете бесплатных объявлений 1990-х гг. : к вопросу о предшественниках и истоках интернет-коммуникации // Русская речь. 2019. № 2. С. 69–93.
  9. Елина Е. Г., Фризен М. А. «Новая грамотность», «новая неграмотность» и речевые жанры // Жанры речи. 2018. № 3 (19). С. 168–171. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2018-3-19-168-171
  10. Интернет-коммуникация как новая речевая формация / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. М. : Флинта : Наука, 2012. 328 с.
  11. Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации : монография. Архангельск : Помор. ун-т, 2009. 238 с.
  12. Щурина Ю. В. Речевые жанры комического в современной массовой коммуникации. Чита : Забайкальск. гос. ун-т, 2015. 223 с.
Поступила в редакцию: 
17.08.2019
Принята к публикации: 
01.09.2019
Опубликована: 
02.03.2020