• English
  • Русский

Медиафакт как единица жанра

Исследование посвящено медиафакту как единице медиаречи и медиажанров, в частности. Цель предлагаемой статьи мы видим в том, чтобы показать, как медиафакты образуют жанры.

В работе принята широкая трактовка понятия «медиафакт», основной характеристикой которого является нацеленность на подачу событий в их актуальности. Медиафакт – это любая информация в медиа, которую реципиент считает фактом и принимает во внимание, выстраивая свое отношение к окружающему миру. Факты могут быть правдивыми, ценностно­-обусловленными и лживыми. При этом каждый обладает потенциалом обусловливать поведение и поступки современного человека.

В статье рассматриваются существующие на данный момент классификации медиажанров, особое внимание уделено диалогической природе последних, которая и позволила обосновать положение о том, что именно факты образуют жанры в медиадискурсе.

Исследование выявило функциональный спектр медиафактов, входящих в состав жанров. Установлено, что новостные жанры содержат факты, отражающие объективную реальность, и выполняют информирующую функцию. Аналитические жанры включают медиафакты, задача которых состоит в том, чтобы адаптировать объективную реальность к ценностям социума. Это дает возможность создать широкую и многовариантную картину действительности, обусловленную разными оценками объективной реальности. Реклама и развлекательный контент обладают встроенной в них структурой реальности, а именно, вымышленной, специально сконструированной или организованной, которая выступает в качестве их онтологической характеристики. Они расцениваются как жанры, содержащие факты, искажающие объективную реальность. Полифункциональность и структурная нестабильность жанров объясняется присутствием в них медиафактов разных функциональных типов.

 

Литература
  1. Cristal D. Language and the Internet. Cambridge : Cambridge University Press, 2001. 272 p.
  2. Dijk T. A. Van Discourse and knowledge // Handbook of Discourse Analysis / eds. J. P. Gee, M. L. Handford : Routledge, 2012. P. 587–603.
  3. Mast J., Coesemans R., Temmerman M. Hybridity and the news : Blending genres and interaction patterns in new forms of journalism // Journalism. 2017. № 18, iss. 1. Р. 3–10. DOI: https://doi.org/10.1177/1464884916657520
  4. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
  5. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. Из архивных записей к работе «Проблема речевых жанров». Проблема текста // Бахтин М. М. Собр. соч. : в 5 т. М. : Языки русской культуры, 1996. Т. 5. Работы 1940-х начала 1960-х годов. С. 159–206.
  6. Буряковская В. А. Коммуникативные характеристики массовой культуры в медийном дискурсе (на материале русского и английского языков) : дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2014. 326 с.
  7. Дементьев В. В. Некоторые методологические принципы изучения речежанровых заимствований // Вестн. РУДН. Сер. Лингвистика, 2016. Т. 20, № 1. С. 7– 24.
  8. Демьянков В. З. Семиотика событийности в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Ч. 2 / отв. редактор М. Н. Володина. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 68–83.
  9. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика : системный подход к изучению языка СМИ : современная английская медиаречь. 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2014. 264 с.
  10. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров / под ред. М. Н. Кожиной. Изд. 2е, доп., испр. СПб. : СПбГУ : Филол. факультет, 2012. 274 с.
  11. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 447 с.
  12. Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (универсальное, типовое и специфичное в языке). М.: Издво МГУ, 1992. 336 с.
  13. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2011. 400 с.
  14. Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста. М. : МедиаМир, 2008. 242 с.
  15. Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста. М. : Наука, 1979. С. 49– 67.
  16. Козлов А. В. Достоверность журналистского факта, или Как цель оправдывает средства // Изв. Урал. фед. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24, № 1 (171). С. 72–79.
  17. Коньков В. И. Очерк в системе газетных жанров // Труды кафедры стилистики русского языка. М., 2010. Вып. 3. С. 51–59.
  18. Кубрякова Е. С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. М., 2001. Т. 1. С. 72–81.
  19. Маньковская Н. Постмодернизм в эстетике // Философская антропология. 2018. Т. 4, № 1. С. 192–230. DOI: https://doi.org/10.21146/2414-3715-2018-4-1-192-230
  20. Негрышев А. А. Аспекты речевого взаимодействия в новостях СМИ. Владимир : ВГГУ, 2009. 144 с.
  21. Новикова А. А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6. С. 56–65.
  22. Плотникова С. Н. Когнитивно-дискурсивная деятельность : наблюдение и конструирование // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание : Методологические проблемы и перспективы. М. : Гнозис, 2006. С. 66–81.
  23. Пром Н. А. Медиафакт: между достоверностью и вымыслом // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4 (30). С. 47–54.
  24. Пром Н. А. Объективность-субъективность: амбивалентность концепта «медиафакт» // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2018. № 10 (133). С. 89–95.
  25. Пром Н. А. Современный газетный спортивный репортаж : жанрово-стилистический аспект : дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2011. 240 с.
  26. Редькина Т. Ю. Рекламные тенденции в трэвел-медиатексте // Медиатекст как полиинтенциональная система : сб. статей / под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб. : СПбГУ, Инт «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2012. С. 183–190.
  27. Репкова Т. Новое время : как создать профессиональную газету в демократическом обществе. М. : IREX ПроМедиа, 2004. 468 с.
  28. Салимовский В. А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении (Русский научный академический текст) : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2002. 28 с.
  29. Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 2. С. 7–15.
  30. Соловьев Г. М. Феномен социальной коннотации факта в медиатексте // Вестн. Майкоп. гос. технол. ун-та. 2012. Вып. 1. С. 91–94.
  31. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2006. 312 с.
  32. Федосеева Е. В. Когнитивные механизмы дискурсивного конструирования действительности в медиадискурсе (на материале статей о России в современных англоязычных средствах массовой информации) : дис. … канд. филол. наук. Иркутск, 2016. 190 с.
  33. Шмелева Т. В. «Уплотнение жанров» как тенденция медиасферы // Жанры речи. 2018. № 4 (20). С. 270–276. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2018-4-20-270-276
Рубрика: 
Текст в формате PDF:
(downloads: 10)