Для цитирования:
Тарасова И. А. Литературный жанр в сознании читателя: эмпирический подход // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 1 (41). С. 23-28. DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-1-41-23-28, EDN: RNBWXI
Литературный жанр в сознании читателя: эмпирический подход
С когнитивной точки зрения литературные жанры не существуют независимо от их восприятия, они должны быть каким-то образом воплощены в читательском сознании. Когнитивный подход к жанру предполагает в качестве одной из задач рассмотрение жанра как ментальной репрезентации. Согласно нашей гипотезе, эта репрезентация сочетает образный и пропозициональный способы кодирования информации. Не вызывает сомнений, что реконструкция ментальной репрезентации жанра в сознании читателя требует проведения экспериментального исследования. В настоящей статье обнародованы результаты анкетирования, проведенного среди студентов педагогических специальностей факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского университета и учащихся школ города Саратова. Данные эксперимента свидетельствуют, что представление о литературном жанре может опираться на кластерную модель: читатель выделяет ряд признаков, по которым идентифицирует жанр. Не менее актуальна прототипическая модель жанра: в сознании читателя принадлежность отдельного произведения к тому или иному жанру определяется его сходством с «наилучшим» жанровым образцом – эталоном, или прототипом. Количество таких эталонов не очень велико. Как правило, этот статус приобретают произведения, входящие в школьный литературный канон. В представлении читателя жанровые классы не являются образованиями с четкими границами. Они построены по признаку «фамильного сходства». Когнитивная модель жанра в сознании читателя обладает признаками поля. Проведение жанровых исследований когнитивной направленности требует разработки специальной анкеты, учитывающей уровень обычного (наивного) читателя, нефилолога.
- Chandler D. An Introduction to Genre Theory. URL: https://faculty.washington.edu/farkas/HCDE510-Fall2012/Chandler_genre_th... (дата обращения: 13.02.2022).
- Sokolowski R. Introduction to phenomenology. New York : Cambridge University Press, 2000. 247 p.
- Zlatev J. Turning back to experience in Cognitive Linguistics via phenomenology // Cognitive Linguistics. 2016. Vol. 27, iss. 4, pp. 559–572.
- Zunshine L. Why we read fiction: Theory of Mind and the Novel. Columbus: The Ohio State University Press, 2006. URL: https://onlinebooks.library.upenn.edu/webbin/book/lookupid?key=olbp70068
- Винтерле И. Д. Феномен незавершенности в раннем творчестве Дж. Р. Толкиена и проблема становления концепции фэнтези : автореф. дис. … канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2013. 24 с.
- Дементьев В. В. О месте понятия «жанр» в языковой компетенции: на материале выражения «в жанре» в НКРЯ // Жанры речи. 2017. № 2 (16). С. 193–202. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2017-2-16-193-202
- Кубрякова Е. С. Язык и знание. М. : Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
- Седов К. Ф. Дискурс и личность. М. : Лабиринт, 2004. 320 с.
- Тарасова И. А. Жанр: к проблеме кроссдисциплинарного инварианта термина // Языковое сознание. Речевая коммуникация: материалы международной научной конференции, посвященной памяти профессора В. Е. Гольдина. Саратов : ИЦ «Наука», 2020. С. 200–205.
- Тарасова И. А. Жанр в когнитивной перспективе // Жанры речи. 2018. № 2 (18). С. 88–95. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2018-2-18-88-95
- Тюпа В. И. Дискурс / Жанр. М. : Интрада, 2013. 211 с.
- Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 88–98.