Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Дзюба Е. В., Рябова И. Ю. Категория дискурсивной диалогичности как реализация жанрового потенциала романа // Жанры речи. 2023. Т. 18, вып. 4 (40). С. 349-357. DOI: 10.18500/2311-0740-2023-18-4-40-349-357, EDN: DCZDVU

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 438)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.111’38’42+821.111-31+929Диккенс
EDN: 
DCZDVU

Категория дискурсивной диалогичности как реализация жанрового потенциала романа

Авторы: 
Дзюба Елена Вячеславовна, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Рябова Ирина Юрьевна, Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева
Аннотация: 

Рассматривается категория дискурсивной диалогичности, отображенной в художественном тексте, который функционирует на стыке двух социальных дискурсов – литературы и права. Смысловая область интердискурса, как гетерогенного лингвосоциокультурного пространства, открыта, подвижна, диалогически обусловлена. Цель работы заключается в реконструкции кооперативной модели диалогического взаимодействия заявленных дискурсов, т. е. модели, позволяющей максимально сблизить в сознании реципиента две концептуальные области: правовую и художественную. Предмет исследования – специфика реализации категории дискурсивной диалогичности в художественном тексте с доминантной юридической сюжетной линией, а также своеобразие языковых средств и приемов речетворчества, релевантных для социального романа – жанровой разновидности, которая позволяет раскрыть внутреннюю диалогичность формально монологических высказываний, обнажить противоречивость социальных позиций и сознаний. Категория дискурсивной диалогичности объединяет иерархически организованные типы: прагма-диалог (первый уровень), автодиалог и диалог-игра (второй уровень), нашедшие выражение на внутритекстовом, внетекстовом и интертекстуальном уровнях порождения смысла. Материал исследования — роман «Холодный дом» Ч. Диккенса. Категория дискурсивной диалогичности, отраженная в романе, представляет собой сложноорганизованную систему разных типов диалогичности, в которой формируется личность читателя. Сближение двух концептуальных областей в сознании реципиента – художественной и правовой – осуществляется на уровне интеграции языковых маркеров юридического дискурса и единиц художественного текста, кооперации конвенциональных и индивидуально-авторских приемов художественной выразительности с элементами официально-делового стиля. В работе подчеркивается, что жанр романа позволяет отобразить категорию диалогичности во всей ее многоплановости.

Список источников: 
  1. ABBYY Lingvo ×6 [Электронный ресурс] : англо-русский электронный словарь. М., 2014.
  2. Dickens Ch. Bleak House I. M. : T8RUGRAM / Original, 2018. 812 p.
  3. Dziuba E. V. Methodological principles of cognitive research of lexical categorization // Issues of Cognitive Linguistics. 2015. № 2 (43). P. 5–12.
  4. Magnusson L. Shakespeare and social dialogue. Dramatic language and Elizabethan letters. Cambridge University Press, 2004. 233 p.
  5. Weigand E. Dialogue: The mixed game. Amsterdam / Philadelphia : John Benjamins Publishing Company, 2010. 320 p.
  6. Weigand E. The Routledge Handbook of Language and Dialogue. New York ; London : Routledge Taylor and Francis Group, 2017. 391 p.
  7. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность : сборник статей. СПб. : Издательство С.-Петерб. университета, 1999. 444 с.
  8. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. : Художественная литература, 1975. 504 с.
  9. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 3 : Теория романа (1930–1961 гг.). М. : Языки славянских культур, 2012. 880 с.
  10. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья. М. : Художественная литература, 1965. 545 с.
  11. Водак Р. Язык, дискурс, политика. Волгоград : Перемена, 1997. 139 с.
  12. Дементьев В. В. Интертекстуальный аспект речевых жанров // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 9–26.
  13. Дементьев В. В. О некоторых содержательно-центричных тенденциях в современной отечественной лингвистике // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 72. С. 42–73. https://doi. org/10.17223/19986645/72/3
  14. Дзюба Е. В., Рябова И. Ю. Категория ситуативности в нарративной модели художественно-правового дискурса // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 5. С. 69–98. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-5-69-98
  15. Диалогическая лингвистика : коллективная монография. Барнаул : АлтГПУ, 2019. 320 с.
  16. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М. : Прогресс, 1999. 416 с.
  17. Отье-Ревю Ж. Явная и конститутивная неоднородность: к проблеме другого в дискурсе // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М. : Прогресс, 1999. С. 54–94.
  18. Плеханова Т. Ф. Дискурс-анализ текста: пособие для студентов. Минск : ТетраСистемс, 2011. 368 с.
  19. Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М. : Прогресс, 1999. С. 12–53.
  20. Чернявская В. Е. Интертекст и интердискурс как реализация текстовой открытости // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1 (001). С. 106–111.
Поступила в редакцию: 
09.09.2022
Принята к публикации: 
27.11.2022
Опубликована: 
30.11.2023