Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Матяшевская А. И. Интернет-жанр разговора со священником: проблема эффективности коммуникации // Жанры речи. 2022. № 3 (35). С. 234-242. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-3-35-234-242

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 56)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.161.1’27’42+271.2+004.738.5
EDN: 
RLQQNW

Интернет-жанр разговора со священником: проблема эффективности коммуникации

Авторы: 
Матяшевская Ангелина Игоревна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Интернет оказывает огромное влияние на характер современной коммуникации и значительно расширяет её возможности. При этом различные жанры, в том числе весьма консервативного религиозного дискурса, успешно адаптируются к новым условиям взаимодействия с массовым адресатом. В данной статье на материале собственных расшифровок видеозаписей программы «Ответ священника: прямая линия» нами рассмотрены дискурсивные и лингвопрагматические особенности онлайн-разговора верующих со священником, определены просветительская и психологическая функции этого интернет-жанра. Многообразие используемых каналов связи – социальные сети, видеозвонки, сайт и мобильное приложение – позволяет заинтересовать и приобщить к обсуждению касающихся христианской веры вопросов молодёжную аудиторию, а также становится альтернативой реальной беседы со священнослужителями в храме во время пандемии коронавируса. Условия подобной онлайн-коммуникации подразумевают активное, приближенное к реальному разговору взаимодействие приглашённого в программу духовного лица со зрителями, что, в свою очередь, предполагает максимальную адресованность дискурса и использование при аргументации своеобразных экспрессивных средств. Благодаря задачам и условиям взаимодействия с аудиторией данная разновидность религиозного онлайн-дискурса приобретает некоторые особенности массовой коммуникации, что отражается как в выборе тем для обсуждения, так и в непосредственности общения с элементами развлекательности и его очевидной практической значимости для прогнозируемого адресата. Востребованность данного интернет-жанра во многом определяется спонтанностью взаимодействия с адресатом: ответы гостей программы выглядят максимально естественными и вовсе не напоминают гладкие, заранее заготовленные суждения, а дискуссионность некоторых рассматриваемых в ней вопросов позволяет зрителям увидеть индивидуальность участвующего в данном выпуске священника.

Список источников: 
  1. Гаврилов Е. О. Оцифрованное сакральное : особенности существования религии в интернет-пространстве (по материалам СМИ) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 28. С. 177–183.
  2. Дементьев В. В. Теория речевых жанров и актуальные процессы современной речи // Вопросы языкознания. 2015. № 6. С. 78–107.
  3. Матяшевская А. И. Публичные интернет-дискуссии о вере : проблема эффективности убеждения // Жанры речи. 2021. № 2 (30). С. 154–162. https://www.doi.org/10.18500/2311-0740-2021-2-30-154-162
  4. Нескрябина О. Ф. Публичный дискурс о вере : особенности социально-психологического анализа // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6, № 4. С. 555–565.
  5. Омельченко О. В. Директивные речевые акты предписания (разрешения) и запрета в религиозном дискурсе //Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. Т. 39, № 3. С. 477–486. https://www.doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-3-477-486
  6. Салахова А. Г.-Б. Стратегия аргументации в религиозном интернет-дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 34 (215). С. 109–112.
  7. Сиротинина О. Б. Факторы, влияющие на эффективность коммуникации // Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 1 (16). С. 39–47. https://www.doi.org/10.17516/2311-3499-047
  8. Шашков И. А. Религиозный интернет-дискурс : социолингвистический аспект // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 1. С. 138–148.
  9. Эффективность коммуникации : понятие, роль адресанта и адресата, основные приёмы её достижения / под ред. О. Б. Сиротининой и М. А. Кормилицыной. Саратов : ИЦ «Наука», 2019. 236 с.
Поступила в редакцию: 
01.06.2021
Принята к публикации: 
10.09.2021
Опубликована: 
31.08.2022